Основные проблемы современной философии

Лекция 4. Философия бытия

Основные понятия: онтология, бытие, система, структура, элемент, время, движение, развитие, антропосфера, атрибут, биосфера, эволюция, коэволюция, макромир, микромир, мегамир, материя, небытие, ноосфера, покой, пространство, субстанция, субстрат, формы бытия, этосфера.

Основные философские концепции бытия; проблема бытия в философии ХХ-ХХI вв.

Философское учение о бытии всего существующего, о сущности и всеобщих принципах организации бытия называется онтологией (от греч. ontos - бытие, сущее и logos - учение). Как особый раздел философского знания онтология была выделена лишь в 1613 г. Р. Гоклениусом.

Онтологический анализ мира проводится с помощью системы философских категорий, главными из которых выступают бытие и небытие. Проявления бытия - это природная, социальная и духовная реальности.

Основным предметом онтологии является бытие - всеобщее свойство существования вещей и явлений. Впервые термин «бытие» в философию ввел Парменид. Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо. Оно есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенная в Логосе - космическом Разуме, через который раскрывается содержание мира для человека. Категория «бытие» фиксирует все, что есть, существует в данный момент в мире независимо от того, знаем мы об этом или нет. В понятии бытия исчезают все конкретные различия вещей, остается лишь одно свойство - существование. Категория «небытие» отражает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.

Сложились различные философские концепции бытия.

Вопрос о сущности, единстве и множественности мира является традиционным для философии. В новоевропейской философии XVII-XVIII в. сложились три подхода: 1) монистический - представление о единстве мира и Бога через категорию субстанции в учении Б. Спинозы; 2) дуалистический - противопоставление физически-протяженного и идеально-мыслящего миров в концепции Р. Декарта; 3) плюралистический - идея множественности миров как автономных сущностей бытия, монад в учении Г. Лейбница.

В философии предлагаются разные идеи об устройстве бытия: дуалистическое противопоставление двух начал: атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона, формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. Религия разделяет мир на посюсторонний и потусторонний, земной и трансцендентный.

В истории философи имели место различные трактовки вопроса о том, что полагать реально существующим, а что иллюзорным бытием.

В процессе эволюции представлений о бытии сложились субстанциальный и атрибутивный подходы к пониманию бытия.

Субстанциальная концепция бытия исходит из представления об автономной субстанции, являющейся основой (архэ) всего бытия. В философии выделяются два подхода к пониманию первоначала - идеалистический (объективный идеализм) и материалистический. Объективный идеализм отождествляет бытие с духовной субстанцией. У пифагорейцев архэ связывается с числом. Платон видел истинное бытие в идеях. Аристотель связывал бытие с формой. В Средние века истинное бытие отождествлялось с Богом. Г. Лейбниц назвал первоосновой бытия монады. Г. Гегель основой бытия провозгласил абсолютную идею, мировой дух как подлинное бытие в противоположность иллюзорному материальному бытию.

Материалистическая версия утверждает наличие материального элемента или субстанции, которая служит онтологической основой для возникновения всех существующих вещей: вода, огнь, земля и воздух - в натурфилософии, атомы - в теории Левкиппа и Демокрита, семена вещей у Анаксагора, корни вещей у Эмпедокла, материя у Аристотеля и в новоевропейской и современной философии и др.

Классическая философия преимущественное внимание уделяла изучению природы и соответствующих ей форм бытия и их познания. Объективистские концепции бытия (Гегеля, Маркса и др.) отдают приоритет объективному бытию (миру) и объективному познанию мира, каков он есть.

Атрибутивная концепция бытие рассматривает как зависимое от человеческого восприятия и познания (софисты, Кант, экзистенциализм). Так, например, в учениях Р. Декарта и И. Канта бытие вещи - это её свойство существовать в связи с человеческим сознанием, быть воспринимаемыми. Человеческое сознание понимается как исходная реальность, данная нам в актах мышления. Эта субъективно-идеалистическая концепция бытия связана с антропологическим объяснением мира через человека.

На самом деле, мир - это соединение объективного и субъективного. В совокупную реальность бытия входят и материальный мир, и духовное, идеальное бытие. Мысли тоже «действительны», поскольку существуют.

Различают виды бытия - объективную и субъективную реальности. Объективная реальность охватывает все, что существует вне и независимо от сознания. Она предпослана сознанию и действию людей. Субъективная реальность - это сознание, мышление, духовный мир человека.

В постклассической философии в XX в. центральной проблемой стало бытие человека и его духовный опыт. Широкое распространение получила антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. Бытие стало пониматься как человекоразмерное, определяемое человеческими способностями воспринимать и действовать.

Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется поразительное соответствие физиологического устройства человека физическим параметрам и константам, лежащим в основе мироздания. Отсюда делается вывод, что развитие Вселенной было заранее предопределено так, чтобы привести к появлению человека.

Отмечая динамичность, противоречивость всего происходящего, философия давно подошла к диалектическому пониманию бытия, которое позволяет охватить всю совокупность его характеристик. Так, ещё Аристотель рассматривал бытие через возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Гераклит и Гегель, в разные времена, раскрывая диалектику бытия преходящих вещей, показывали, что бытие данной вещи уступает место ее небытию, что не означает прекращение бытия природы в целом. Абсолютного небытия нет, есть относительное небытие.

В философии Постмодерна актуализировалась гераклитовская версия изменчивости бытия (все течет, изменяется). Возникла синергетическая концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости - устойчивости, дезорганизации - организации, беспорядка - порядка (теории А. М. Жаботинского, Б. П. Белоусова, И. Пригожина и др.). В синергетике важнейшей характеристикой природы и общества объявляется неопределенность. Самодвижение материи трактуется как возникновение порядка из хаоса. Сейчас вероятностно-неопределенные характеристики, идеи о невозможности однозначно предсказывать результат, перенесены на общество.

В целом категория бытия характеризуется рядом черт:

  • 1. «Полагание (существование, бытийствование) вещей» здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами.
  • 2. Единство многообразного мира, независимо от того, материальны или идеальны явления мира. Бытие выражается в противоречии конечного и бесконечного, общего и отдельного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д.
  • 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированности мира породили понятие пространства.

В качестве уровней бытия выделяются актуальное и потенциальное бытие. Актуальное - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие - это возможность его реализации в зависимости от условий.

Можно выделить разные сферы бытия, отличающиеся качественным своеобразием и имеющие специфику своего изучения.

  • 1) Система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещей (тел), явлений, процессов, образующих физический мир, природу и задающих сферу материального.
  • 2) Бытие человека как сложный синтез биологического и психологического, материального и разумного, идеального.
  • 3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяют индивидуализированное бытие (сознание, духовный мир индивида) и объективированное бытие (язык, идеалы, нормы, ценности, произведения искусства и другие интеллектуальные творения человечества) духовное.
  • 4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) и бытие общества (социум).

Итак, бытие включает в себя все сущее: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >