Немецкая классическая философия; основные достижения философии марксизма

Немецкая классическая философия конца XVIII - середины XIX веков развивалась под влиянием идей рационализма и Просвещения, Французской революции и её критики. В философии оформилось несколько концепций.

Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804).

Субъективный идеализм Иоганна Фихте (1762-1814).

Объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775-1854).

Абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Антропологический материализм Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

Иммануил Кант -- родоначальник немецкой классической философии - свои идеи изложил в «Критике чистого разума» (1781 г.), о проблемах познания, «Критике практического разума» (1788 г.), о морали и «Критике способности суждения» (1790 г.) об эстетическом вкусе и искусстве.

И. Кант совершил переворот в гносеологии, придя к выводу, что главная ее проблема не в предмете познания (мире), а в способе познания и способностях познающего субъекта. Кант определил познание как активную деятельность, протекающую по своим законам. Исследуя познавательные способности, он высказал идею, что в сознании каждого человека заложены доопытные, априорные положения, обусловливающие всякое знание. Априорную основу сознания людей Кант назвал трансцендентальным сознанием. Учение о нем - и есть «трансцендентальный идеализм».

В структуре познавательного процесса, Кант выделил три уровня: чувственность, рассудок и разум. Чувственное (апостериорное, послеопытное) знание хаотично, упорядочивается с помощью априорных форм чувственного созерцания, например, пространства и времени. Второй уровень - это рассудочный анализ, рефлексивное мышление на основе исходных, априорно данных рассудку понятий, категорий, систематизирующих знания. Априорное знание более достоверно. Высший уровень познания - это чистый разум, оперирующий идеями: психологической (о душе), космологической (о природе) и теологической (о боге).

Однако, всеобщие формы рассудка (категории) принадлежат не объективной реальности, а познавательной деятельности человека. Познание не отражает объективный мир, а конструирует его. Можно познать лишь явления (феномены, «вещи для нас») а сущность мира, объективная реальность («вещь в себе», ноумен) недоступна человеческому познанию.

Поскольку «чистый» (теоретический) разум не может постичь мир «вещей в себе», то человек должен уповать на «практический» разум, знание о нравственности. Как существо нравственное, человек подчинён не природной необходимости, а чувству внутреннего долженствования, личному убеждению, категорическому императиву - безусловному нравственному требованию: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого только как к цели и никогда как к средству.

Кант выявил важную проблему познания - различие вещи (ноумена) и многообразно трактуемого культурного смысла вещи (феномена).

И.Г. Фихте, стараясь преодолеть гносеологическую установку И. Канта о непознаваемости «вещи-в-себе», сформулировал принципы субъективного идеализма. В качестве исходного принципа своей философии Фихте ввел понятие субъекта («Я») - активно действующего самосознания. Он утверждал, философия должна исходить не из бытия, а из действия.

В книге «Наукоучение» Фихте дал анализ движения познающей человеческой мысли, которое осуществляется в виде диалектической триады: вначале «Я» полагает себя самого (тезис) и «Не - Я» (антитезис), а затем охватывает в интеллектуальном созерцании (в рефлексии своей деятельности) «Я» и «Не-Я» (синтез). Сознание у Фихте порождает себя. В акте самосознания человеческий дух освобождается от ограничений чувственности, обретает свободу. Самоопределение индивида, достигаемое актом самосознания - это задача, которую призван решать человек всей своей жизнью. Свобода реализуется в деятельности, благодаря которой человек творит мир. Прогресс человеческого рода зависит от развития науки.

Ф. Шеллинг, пытаясь решить дилемму Канта, обратился к ее объективной стороне - философии природы. Главная цель философии -- объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. Шеллинг дал объяснение природы с позиций объективного идеализма. Природа, по Шеллингу, есть «абсолютное» -- первопричина и первоначало всего, охватывающее все. Она есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Вопрос единства противоположностей приводит его к концепции философии тождества, в которой абсолют действует как точка безразличности противоположностей.

Ф. Шеллинг утверждал принцип историзма. Главной проблемой человечества и главным предметом философии он назвал проблему свободы. Стремление к свободе заложено в природе человека. Главная цель исторического процесса - это утверждение правового строя в мировом масштабе. Однако в жизни при столкновении свободы с действительностью возникает отчуждение - противоположный результат. Так, идеалы революции превращаются в насилие, еще большее подавление свободы. В итоге философ пришел к выводу, что в истории царит произвол.

Идея тождества противоположностей Шеллинга повлияла на становление абсолютного идеализма Г.В.Ф. ГегеляНаука логики», «Феноменология духа»). Гегель строил свою глобальную философскую систему на идеях рационализма и активно-творческого отношения человека к миру. Придерживаясь принципа историзма как исследовательской позиции, он учел все достижения науки и искусства, весь социально-политический опыт истории.

Онтология и гносеология Гегеля основана на идее саморазвития и самопознания абсолютного духа. Такая трактовка мирового процесса позволила снять противостояние субъекта и объекта познания, т. е. кантовских ноумена и феномена. Гегель целью своей философии сделал обоснование тезиса о тождестве субъекта и объекта познания.

Гегель впервые раскрыл диалектику развития как перехода явления из одного качественного состояния в другое в результате выявления и разрешения противоречий, в том числе и посредством скачков, когда эволюционное развитие сменяется революционным. При этом Гегель понимал развитие как саморазвитие абсолютной идеи в области бытия. Он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса бесконечного движения, изменения и взаимоперехода понятий (категорий) «качество», «количество», «мера», «противоречие», «отрицание». Природа же рассматривалась Гегелем как «инобытие» активного духа, идеи.

В диалектическом саморазвитии мирового разума Гегель выделил три его ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух -- это индивидуальное сознание человека, которое, в свою очередь, имеет несколько уровней: сознание, самосознание, разум. Вершиной проявления разума является добродетель, нравственные основания жизни.

Следующий «шаг» в саморазвитии мирового разума -- это объективный дух, существующий в формах реальной истории. Исчерпав свои возможности в сфере реальной истории, мировой разум завершает и постигает себя в высшей сфере абсолютного духа. Абсолютный дух существует в общественно-исторических формах искусства, религии и философии. Совершенной формой абсолютного духа является философия.

Гегель завершил классическую традицию европейской философии. Он создал целостную систему диалектики. Но развитие мира, по Гегелю, есть чисто логический процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа, а не объективной действительности.

Оппозицией идеалистическому направлению немецкой классической философии было материалистическое учение Л. Фейербаха. Он утверждал, что мир материален, природа существует независимо от сознания и никем не сотворена. Формы существования материи - время и пространство. Всё в мире причинно обусловлено. Фейербах доказывал, что материальный мир познаваем посредством чувств, которые выражают связь человека с природой и миром, и разума, синтезирующего информацию.

Критикуя религию («Сущность христианства» и др.), Фейербах, говорил, что Бог - это объективированная проекция человеческого духа, возникшая в результате бессилия людей перед стихией и их стремления получить надежду и утешение в бедах. Польза религии только в том, что она соединяет людей в обществе.

Фейербах считал, что философия должна быть сосредоточена на проблеме человека. Он выступал против раздвоения человека на телесную и духовную сущности, полагая, что человек есть единство души и тела. Психика зависит от телесной организации, а мышление - от мозга. Люди (мужчины и женщины) - природные существа, которыми движет стремление к любви и счастью. Таким образом, Л. Фейербах развил важные идеи философской антропологии и диалогического философствования.

В целом, немецкая классическая философия довела до логического предела принципы классического рационализма. На ее основе развивались идеи марксизма, неокантианства, неогегельянства. Она вызвала к жизни в качестве реакции неклассические философские концепции XIX и XX вв.

Классическая философия основывалась на вере в разум, научно-технический прогресс, гуманизм. Однако, промышленная революция, развитие капитализма способствовали росту социальной напряженности, повышению социальной активности населения, социальным движениям. Под воздействием политических, социально-экономических процессов, развития естествознания, началась трансформация мировоззрения людей.

В европейской философской мысли в противовес идеализму развивался механистический материализм. В полемике с механистическим материализмом возник диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Его источниками были классическая философия Гегеля, ее критика Марксом, идеи классической политической экономии и утопического социализма. Отношение к предшествующей философской традиции Маркс выразил заявлением, что до его времени «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Маркс и Энгельс, осмысливая социально-экономические проблемы эпохи, разработали диалектико-материалистическое понимание общества. Исторический процесс рассматривали как зависящий от экономических условий. Маркс и Энгельс создали учение об общественно-экономической формации, разработали категорию общественного прогресса, определили значение субъективного и объективного фактров в истории, роль личности и народа. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали идеи научного социализма. Энгельс ввёл в историософию категорию «исторического материализма», создал учение о государстве. Маркс разработал учение о человеке, показал общественную сущность личности и её социальную активность, роль социальной среды в жизни конкретного индивида и всего человечества.

Марксистские идеи получили развитие в России и Беларуси в конце XIX - начале XX в. в трудах Г. В. Плеханова, «легальных марксистов» (П. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др.) и Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870--1924). В трудах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Развитие капитализма в России» и др. Ленин изложил свои философские идеи о материи и сознании, ввел в социальную философию учения о стадии империализма в капиталистической формации, о революционной ситуации, о культурной революции (осуществление всеобщей грамотности) после завоевания пролетариатом власти и т.д.

В целом марксистская философия была одним из ведущих учений ХХ в. и базой для ряда социальных и общественно-политических движений.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >