Философия в исторической динамике культуры

философия школа бытие познание

Лекция 1. Философия как социокультурный феномен

Основные понятия: философия философское мышление, мировоззрение, исторический тип мировоззрения, знания, ценности, аксиология, философское знание, философское мышление, философские категории, рефлексия, язык философии.

Понятие философии, понятие и структура мировоззрения

Термин «философия» греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos (греч. - цйлЯб, лат. - philia -- любовь, стремление) и sophos (греч. - упцЯб, лат -- sophia - мудрость, знание). Краткая этимологическая расшифровка слова филосомфия звучит как «любовь к мудрости» (др.-греч. цйлпупцЯб) - любомудрие.

Считается, что само слово «философия» придумал Пифагор, но поскольку он не оставил после себя сочинений, первый автор, у которого встречается слово «философ», -- это Гераклит. Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока. В качестве особого знания философию обосновал Платон. Как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, философию выделил из синкретической системы наук Аристотель.

Традиционно предмет философии определяется как исследование первопричин и начал всего сущего -- универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется бытие (Космос) и мышление.

Профессиональные философы высказывают мнения об отсутствии общепринятого определения философии и общепринятого представления о ее предмете. Определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях».

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: 1) «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?); и 2) «Вопрос о познаваемости мира», который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия -- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. В обыденном языке слово «философия» также обозначает общее мировоззрение человека, его личные верования или этику.

Значение философии в том, что она формирует мировоззрение, стимулирует поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, развивает осмысленное, самостоятельное, моральное отношение человека к окружающему миру.

Философия как особая форма общественного сознания, духовное явление имеет истоки в мифологии, религии, искусстве и эмпирическом знании, в социально-экономическом развитии общества.

Социально-экономическими причинами формирования философии стали следующие факторы.

Аграрно-ремесленная революция, в целом экономическое развитие способствовали накоплению знаний, требовавших систематизации.

Расширение контактов на основе торговли и судоходства свидетельствовало об ошибочности прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами других стран и людей.

Разрушение общинно-родовых форм связей между людьми, появление социальных общностей, государства требовали от индивида выработки нового типа самоопределения: ориентации не на привычку и традицию, а на собственный разум.

Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Это обусловило создание материальных предпосылок для досуга и умственной деятельности и позволило отдельным индивидам заниматься профессиональными теоретическими размышлениями, философствованием. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах - в Древней Греции, Средиземноморских странах, Индии, Китае. Развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргументацию, строгое, последовательное систематическое мышление.

Вывод. Итак, происхождение философского знания связано с мифологией, с религиозным поиском, с стремлением человека объяснить непонятное, осмыслить своё существование и место в мироздании, с развитием искусства, экономики и технических достижений, которые обусловили разделение умственного и физического труда, способствовали социальному и государственному развитию.

Специфика философского знания состоит в том, что философия существует и самоосознает себя как форма мировоззрения.

Мировоззрение - это, по сути, общественное сознание, воплощающееся в отдельном человеке как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и иных представлений. Мировоззрение необходимо человеку для организации своей деятельности, общения, для определения своего места в мире и самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Человеку важно соотносить свое личностное бытие с мировым целым, с системой ценностей, искать смысл своего бытия в мире, опору своим убеждениям. В основе мировоззрения стоит вопрос об отношении человека к миру, о месте человека в мире.

Мировоззрение обусловлено объективными (естественно-природными и социокультурными) и субъективными (духовно-психичекими) факторами жизни индивида, социальных групп, наций. Обычно выделяют такие ступени мировоззренческого освоения мира, как мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение - первая ступень мировоззренческого становления человека, это чувственное освоение мира, мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.

Мировосприятие - вторая ступень, позволяющая видеть мир более разносторонне и целостно, давать ему определенную интерпретацию. Оно может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретических.

Миропонимание - высшая ступень развития мировоззрения, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем. Миропонимание построено на глубоком рациональном и критическом постижении мира. Его источниками являются мышление, интеллект, рассудок и разум индивида. Отношения мира и человека в нем оформляются в виде наиболее общих понятий -- категорий, а также в обоснованиях и доказательствах. Миропонимание опирается на знание законов функционирования и развития объективных и субъективных процессов. Однако между мироощущением, мировосприятием, миропредставлением и миропониманием нет жестких границ, поскольку взаимоотношения конкретного человека и мира всегда представлены в сложном и противоречивом взаимодействии чувственного и рационального уровней постижения мира. В реальных измерениях мировоззрения все эти три ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и места в нем человека.

В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели сформировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Существует два основных пути формирования мировоззрения: стихийный и сознательный.

Житейское (стихийное) мироощущение и мировосприятие основаны на здравом смысле, содержат в себе предрассудки и мифологические элементы. Житейское мировоззрение не вникает глубоко в суть явлений. Не отличается систематичностью, обоснованностью. Это ставит человека в приспособленческую позицию, подчиняет его власти обстоятельств. Теоретическое миропонимание, в том числе философия, является рациональным, критическим, систематизированным и обоснованным. «Сознательное» мировоззрение включает в себя: целостную модель всего сущего; осознание человеком своего «я», своей роли в обществе и в мире в целом, целей и смысла жизни; жизненную стратегию и программу поведения.

Как сложное духовное образование мировоззрение имеет познавательную, аксиологическую, праксиологическую стороны. В мировоззрении в интегративном виде представлены: знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции, убеждения, сформировавшиеся на основе познания и оценок действительности, и превращающиеся (через волю) в поступки. Из знаний, ценностей, убеждений и других элементов, а также из отношений между ними складывается структура мировоззрения.

Компонентами познавательной стороны мировоззрения являются натуралистический и гуманитарный. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения - это знания и представления о природе, в целом об Универсуме, Космосе и т.п. Гуманитарный аспект - это осознание человеком своей природы, своего места в «мире людей». Сюда относятся социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды людей.

Сами по себе знания вне системы ценностей и убеждений не обеспечивают целостного мировоззрения. Известный философ А.Ф. Лосев писал: «Если человек имеет только знания и ничего другого - это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет». В иерархии высших ценностей, наряду с знанием, равнозначно с ним выступает и система жизненных ценностей, установок и устремлений человека, его убеждения. Мировоззрение выступает как цельная система нравственных, эстетических, социально-политических и других ценностей. Аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определенной степени праксиологична.

Праксиологическая сторона мировоззрения обеспечивает связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Праксиологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека такова: знание - ценности - убеждения - воля к действию.

Итак, мировоззрение -- это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение придает истории человечества смысл, обеспечивает общую ориентировку в совокупности бытия.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >