Помещение

Репетиционный зал находится в подвале жилого здания по адресу: Москва, улица Авиамоторная дом 47. План всего помещения представлен на рисунке 14.

Общий план подвала

Рис. 14 Общий план подвала: 1 - Склад музыкальных инструментов; 2 - Операторная; 3 - Репетиционный зал; 4 - Подсобное помещение; 5 - Общий зал; 6 - Склад театра.

Как было сказано ранее (см. главу 2:распространение звука), на картину акустического поля влияет реверберация, вызванная акустическими преградами. Ввиду влияния стен, потолка и пола на картину акустического поля рассмотрим их структуру, представленную в таблице 5.

Таблица 5: Материал звуковых преград

Поверхность

Основной материал

Покрытие(1 слой)

Покрытие(2 слой)

Пол

Бетон

Линолеум

-

Потолок

Бетон

пенополистирол

-

Стена 1 и 2

Кирпич

Минеральная вата

Ковролин 3 мм

Стена 3 и 4

Кирпич

Минеральная вата

Ковролин 1,5 мм

Первоначально стены были кирпичными, что вызывало излишнюю реверберацию (В музыке желателен небольшой уровень реверберации помещения). В подобных условиях было невозможно репетировать, атака была не различима. После установки металлических лаг, между ними была проложена минеральная вата для поглощения звуковых колебаний. Однако, устанвока поверх ваты листов гибсокартона увеличивало коэффициент отражения и свело эффект звукопоглощения. Для улучшения акустических характеристик помещения гибсокартон был заменён на ковролин. В результате уровень реверберации был снижен.

На формирование акустического поля оказывает влияние сам источник звука - его мощность и габариты. В таблице 6 приведён состав музыкального оборудования.

Таблица 6: Состав оборудования

Источник звука

Мощность, Вт

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Roland cube 30

30

385

240

380

Тайфун-50

50

370

230

370

Усилитель Yamaha RXV 363

100

435

317

151

акустическая система Радиотехника S90( 2 шт)

90

360

285

710

Электронная ударная установка Roland TD-11

Собственный источник звука отсутствует

925

1300

1500

Синтезатор

Yamaha E223

Собственный источник звука отсутствует

950

350

100

Рассмотрим подробнее представленное оборудование и его характеристики.

Roland Cube-30 - гитарный транзисторный модулирующий усилитель со встроенным процессором эффектов (Рис 15)

а) б)

Рис 15 Гитарный усилитель Roland Cube-30 a) Вид спереди б) Вид сверху

Таблица 7: технические данные Roland Cube-30

Технические данные

Мощность , Вт

30

Число каналов

2: чистый и "перегруженный" звук (JC Clean/Lead)

Число эмулируемых моделей усилителей.

8: JC Clean, Acoustic, Black Panel, Brit Combo, Tweed, Classic Stack, Metal Stack, R-fier Stack.

Процессор эффектов

Независимый процессор эффектов Chorus, Flanger, Phaser и тремоло.

Независимый процессор эффектов Delay/Reverb.

Дополнительно

вход Auxiliary предназначен для подключения проигрывателя компакт-дисков, драм-машины и других внешних источников фонограмм.

Вес , кг.

9.2

Тайфун-50 - усилительно-акустическое устройство , представленное на рисунке 16

Усилитель Тайфун 50

Рис 16 Усилитель Тайфун 50

Таблица 8 Технические данные усилителя Тайфун-50

Технические данные

Номинальная выходная мощность, Вт

50

Число входов

2

Номинальный диапазон частот воспроизводимых усилителем, Гц20-40000

Чувствительность входов на частоте 1000Гц , мВ15+/-5

Отношение сигнал/(фон+шум), не менее, дБ65

Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне 100...10000Гц, не более, %0,5

Динамический диапазон регулирования уровня сигнала, не менее, дБ60

Диапазон регулирования тембров на частотах 100, 1000 и 10000Гц, не менее, дБ+/- 12

Встроенная динамическая головка

30гд301, мощностью 30 вт.

Мощность выхода на дополнительную акустическую систему (кабинет), Вт

25

Номинальная выходная мощность, Вт

50

Число входов

2

Номинальный диапазон частот воспроизводимых усилителем, Гц

20-40000

Чувствительность входов на частоте 1000Гц , мВ

15+/-5

Отношение сигнал/(фон+шум), не менее, дБ

65

Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне 100...10000Гц, не более, %

0,5

Динамический диапазон регулирования уровня сигнала, не менее, дБ

60

Диапазон регулирования тембров на частотах 100, 1000 и 10000Гц, не менее, дБ

+/- 12

Yamaha RXV 363 - многоканальный hi-fi усилитель. Применяется, как усилитель для электронных ударных, синтезатора и вокала. Представлен на рисунке 17

усилитель Yamaha RXV 363

Рис 17 усилитель Yamaha RXV 363

Технические данные усилителя Yamaha RXV 363 представлены в таблице 9

Таблица 9 Технические данные усилителя Yamaha RXV 363

Технические данные

Тип

AV-ресивер, 5.1

Количество каналов

5

Схемотехника

полупроводниковый

Регулировки

Эквалайзер

Интерфейсы

Входы

композитный x4, компонентный x3, HDMI x2, коаксиальный x1, оптический x2, 5.1CH x1, линейный x5

Выходы

композитный x1, компонентный x1, HDMI x1, наушники x1, линейный x2

Разъемы на передней панели:

наушники, линейный вход, композитный вход

Разъем для подключения наушников: 6.3 мм

Разъемы для акустики

пружинные защелки

Параметры усилителя

Мощность фронтальных каналов (многоканальный режим), Вт

100

Мощность центрального канала, Вт

100

Мощность тыловых каналов, Вт

100

Радиотехника S-90 - акустическая система, производства Латвийской ССР, довольно часто встречающиеся в рабочем состоянии на постсоветском пространстве.

Акустическая система Радиотехника S-90

Рис 18 Акустическая система Радиотехника S-90

Характеристики акустической системы Радиотехника S-90

Рис 19 Характеристики акустической системы Радиотехника S-90.

1 -звуковое давление; 2 -полное электрическое сопротивление (Z)

Таблица 10 Технические данные акустической системы Радиотехника S90

Основные технические характеристики:

Паспортная мощность, Вт

90

Номинальное электрическое сопротивление, Ом

4

Диапазон воспроизводимых частот, Гц

31,5...20000

Электронные ударные - ударный музыкальный инструмент. Принцип работы электронных ударных следующий: удары по барабану или специальному педу снимаются пьезоэлектрическими датчиками, сигнал от которых поступает в звуковой модуль. Существуют аналоговые и цифровые звуковые модули, но принцип действия схож - синтезировать необходимый звук, согласно амплитуде входного сигнала.

Электронные ударные а) цифровой звуковой модуль - Rolnad TD-11 , б) датчик на барабане, в) аналоговые модули Simmons drums г) педы Simmons drums

Рис 20 Электронные ударные а) цифровой звуковой модуль - Rolnad TD-11 , б) датчик на барабане, в) аналоговые модули Simmons drums г) педы Simmons drums.

Преимущества электронных ударных - возможность игры в наушниках, регулирование уровня громкости, широчайший диапазон звуков, отсутствие необходимости в микрофонах при исполнении на сцене, звук не зависит от натяжения ударных пластиков(сеток). Средин недостатков выделяют необходимость усиления звук при работе в репетиционном зале с группой, а также не до конца натуральное звучание.

В данном репетиционном зале используется цифровая ударная установка, датчики закреплены на бесшумных кевларовых сетчатых пластиках(Рис 21), что значительно снижает шум, по сравнению с акустической установкой. Подобная конструкция имеет габариты акустической установки, но остаётся практически бесшумной. Побочным эффектом является реверберация корпусов барабанов и резонансных пластиков, вызываемая другими источниками звука, такими как акустическая система и усилители. акустический шум помещение панель

Ударная установка репетиционного зала

Рис 21 Ударная установка репетиционного зала.

Синтезатор - электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах).[7] Синтезатор Yamaha E223 представлен на рисунке _

Синтезатор Yamaha E223

Рис 22 Синтезатор Yamaha E223.

Хотя данная модель синтезатора и имеет встроенные динамики, они остаются незадействованными, так как синтезатор подключается к усилителю через специальный разъём. Обычно синтезаторы подключаются напрямую в линию, однако в ряде случаев существуют специальные усилители, к примеру усилитель для электрооргана, представленный на рисунке 23. Основной отличительной чертой данного усилителя является эффект вращающегося динамика.

Электроорган и кабинет

Рис 23 Электроорган и кабинет

Эффект вращающегося динамика наиболее сильно ассоциируется именно с электроорганом. Данный эффект получается при вращении полого цилиндрического рупора, с отверстием сбоку, при этом ряд частот динамика, расположенного сверху рупора и направленного вниз, становятся тише, когда отверстие в рупоре не направлено на слушателя, таким образом, звук как бы вибрирует. Кроме того звуки частот, не прошедших через рупор отражаются от его стенок, создавая эхо, интерференцию и прочую модулюцию.

Большое влияние на формирование акустического поля оказывает работа вентиляционной системы, поэтому следует учитывать шум приточного и вытяжного вентиляторов. В дальнейшем режимы вентиляции будут обозначены согласно таблице 11.

Таблица 11 Режимы работы вентиляции

Кодировка режима работы

Режим работы вентиляции

Выкл/Вкл

Выключена вытяжка, включения приточная вентиляция

Вкл/Вкл

Включена вытяжка, включена приточная вентиляция

Выкл/Выкл

Выключена вытяжка, Выключена приточная вентиляция

Вкл/Выкл

Включена вытяжка, Выключена приточная вентиляция

Для анализа шума в репетиционном помещении целесообразно провести замеры уровня звукового давления с помощью шумомера CEM DT-805, технические данные которого представлены в таблице 12.

Шумомер CEM DT-805

Рис. 24 Шумомер CEM DT-805.

Таблица 12 Характеристики шумомера CEM DT-805

Технические данные прибора

Диапазоны

Low: 30 - 100 дБ

High: 60 - 130 дБ

Разрешение

0.1 дБ

Погрешность

±1.5 дБ

Частотный диапазон

31.5 Гц - 8 кГц

Фильтры

А, С

Питание

9 В батарея

Измерения

Fast, Slow

Рабочая температура

0єС - 40єС с относительной влажностью <90%

Температура хранения

-10єС - 60єС с относительной влажностью <75%

Габариты

210 мм х 55 мм х 32 мм

Вес

230 г

На рисунке 25 представлена схема расположения точек измерения в помещении

План репетиционного зала с сеткой измерений

Рис 25 План репетиционного зала с сеткой измерений.

Измерения проводились на высоте 1,5 м от поверхности пола, что обусловлено среднестатистическим ростом человека в стоячем и сидячем положении. Измерение в каждой точке проводилось в течение 30 секунд в режиме Slow, для уменьшения случайной погрешности. Режим Slow показывает среднее значение уровня шума с момента включения.

При проведении измерения и дальнейшего анализа результатов использовались данные таблицы 13,14 соответственно названным документам.

Таблица 13 Предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест [3]

В качестве усилителя голоса и ударной установки использован усилитель Yamaha RXV 363. Кроме того использована акустическая система Радиотехника S90 из двух колонок. Значение уровня шума в различных точках представлены в таблице 19.

Таблица 19 Уровни звука в дБА при работе усилителей усилителя Yamaha RXV 363

№ пп

Вид трудовой деятельности, рабочее место

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука и эквивалентные уровни

звука (в дБА)

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Творческая деятельность, руководящая работа с повышенными требованиями, научная деятельность, конструирование и проектирование, программирование, преподавание и обучение, врачебная деятельность. Рабочие места в помещениях дирекции, проектно-конструкторских бюро, расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приема больных в здравпунктах

Yamaha

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Выкл/Вкл

80,9

72,2

81,2

82,2

78,8

81,8

80,5

78,1

79,2

81,6

78,7

80,6

Вкл/Вкл

82,1

75,5

81,3

83

79,2

76,7

81,5

78,6

80,5

83,1

79,3

81,9

Выкл/Выкл

80,7

71,1

81,3

81,5

78,9

82,8

80,5

76,5

78,7

80,2

77,4

81,6

Вкл/Выкл

77,4

72,6

83,7

87,8

79,1

88,5

82,2

76,7

78,9

74,7

78,9

82,1

Для наглядности на рисунке 29 представлена гистограмма измерений уровня звука в контрольных точках.

Акустическое поле усилителя Yamaha RXV 363

Рис.29 Акустическое поле усилителя Yamaha RXV 363.

Анализ полученных данных показывает, что 6-ая точка является исключением из уже установленной зависимости.

Рассмотрим поканальный режим работы усилителя, представленный в таблицах 20 и 21.

Таблица 20 Уровни звука в дБА при работе усилителя Yamaha (правый канал)

Yamaha R

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Выкл/Вкл

81,2

72,5

74,7

81,8

79,8

77,8

80,3

78,1

78,5

80,9

78,7

78,8

Вкл/Вкл

82,4

73,9

74,8

82,6

80,4

72,7

81,3

79,8

79,8

82,4

78,8

80,1

Выкл/Выкл

80,4

72,7

77,5

81,9

77,7

86,8

80,7

75,3

79,4

80,9

77,9

83,4

Вкл/Выкл

81,4

74,2

79,9

88,2

77,9

88,3

82,4

75,5

79,6

83,4

79,4

83,9

Для наглядности на рисунке 30 представлена гистограмма измерений уровня звука в контрольных точках.

Акустическое поле усилителя Yamaha RXV 363(правый канал)

Рис.30 Акустическое поле усилителя Yamaha RXV 363(правый канал).

Анализ полученных данных показывает, что 3,6,8,12 имеют более сильный шум при выключенной вентиляции, остальные при включённой. Во второй и шестой точке вытяжной вентилятор вносит меньше влияние в фон, в остальных вытяжной вентилятор преобладает.

Таблица 21 Уровни звука в дБА при работе усилителя Yamaha (левый канал)

Yamaha L

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Выкл/Вкл

73,4

72,5

80,2

77,8

79,8

82,4

78,5

78,1

79,2

78,8

78,7

79,5

Вкл/Вкл

75,4

74,7

82

73,4

79,1

82,4

79,7

79,2

81,1

79,3

78,7

83,3

Выкл/Выкл

77,7

71,4

81,2

86,1

76,4

82,9

78,9

75,1

78,9

83,7

76,3

81,2

Вкл/Выкл

79,9

74,2

78,9

87,8

78,5

89,5

79,6

76,3

83,5

83,9

78,8

81,7

Для наглядности на рисунке 13 представлена гистограмма измерений уровня звука в контрольных точках.

Акустическое поле усилителя Yamaha RXV 363(левый канал)

Рис.31 Акустическое поле усилителя Yamaha RXV 363(левый канал).

Анализ полученных данных показывает, что в первой, третьей, шестой, девятой, десятой и двенадцатой точках режим с включённым вытяжным вентилятором оказался громче, чем при полностью включённой вентиляции

Теперь рассмотрим работу всех источников звука, уровни звука представлены в таблице 22.

Таблица 22 Уровни звука в дБА при работе всех источников звука.

Всё

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Выкл/Вкл

93

90,3

93,8

96,3

97,4

101,9

93,3

96,2

92,4

92,6

94,8

93,3

Вкл/Вкл

94,2

93,6

93,9

97,1

97,8

96,8

94,3

96,7

93,7

94,1

95,4

94,6

Выкл/Выкл

92,8

89,2

93,9

95,6

97,5

102,9

93,3

94,6

91,9

91,2

93,5

94,3

Вкл/Выкл

98,7

93,1

90,8

102,3

97,2

103,9

94,2

93,8

96,1

98,7

95,5

93

Для наглядности на рисунке 32 представлена гистограмма измерений уровня звука в контрольных точках.

Акустическое поле при работе всех источников звука

Рис.32 Акустическое поле при работе всех источников звука.

Анализ полученных данных показывает, что в некоторых точках громкость режима частичной работы вентиляции опять превышает громкость при полностью вклчённой.

Как видно из полученных данных значения уровня звука превышает нормативы ( 50 дБа - Таблица 13 и 70дБа - Таблица 14)

В итоге получаем максимальную разницу уровней шумов, равную 14,7 дБа (103,9 дБа при включённом вытяжном и выключенном приточным вентиляторами и 89,2 дБа при полностью выключенной вентиляции).

Влияние угла поворота колонок на картину поля

Основная задача - выяснить влияние угла поворота колонок на уровни звука в рабочих точках репетиционного зала.

Таблица 23 влияние угла поворота колонок на уровни звука в рабочих точках репетиционного зала.

Угол поворота

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0 градусов

88,8

86,1

88,7

85,5

86,5

81,7

79,8

76,4

79,1

15 градусов

88,4

89,3

88

84,7

87,3

81,4

78,6

77,3

79,6

30 градусов

88

92,5

87,2

83,9

88,1

84,4

77,3

78,1

80,1

Для наглядности на рисунке 33 представлена гистограмма измерений уровня звука в контрольных точках.

влияние угла поворота колонок на акустическое поле

Рис.33 влияние угла поворота колонок на акустическое поле

Поворот колонок приводит к увеличению интенсивности звука в центре комнаты, кроме точки 7. У стен, а именно в 8-ой, 10-ой и 12-ой точках громкость выше про 30 градусах и падает с уменьшением угла поворота

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >