Исторические процессы социальной философии

Элементы исторического сознания появились вместе с формированием человеческого общества.

Довольно сложная жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени. Человек достиг осознания того, что у него есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Он начал осознавать, что новое поколение -- лишь звено в общей цепи развития человечества.

Историей называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Начало понимания социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не "заглядывая" в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.

Социально-философская мысль возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).

Древние философы старались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: -- согласно Платону, общество возникает из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей;

  • -- согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Изначальное неравенство способностей -- исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе;
  • -- согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:
  • -- история предопределена Богом;
  • -- все пороки -- результат грехопадения людей;
  • -- общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.

Эпоха Возрождения ввела новые элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Философы XVII-XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть "естественные" законы общественной жизни.

Просветители XVIII в.:

  • -- выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж.А. Кондорсе);
  • -- сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер);
  • -- заложили основы истории культуры (Вольтер);
  • -- обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >