Русская философия истории

Философия истории -- философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Российская цивилизация -- последняя по времени возникновения великая цивилизация.

Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории -- Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.

Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.

Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, -- постсоветская.

Русская история была одной из самых мучительных историй:

  • -- борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями;
  • -- усиление государства;
  • -- Смутное время;
  • -- раскол;
  • -- насильственный характер петровских реформ;
  • -- крепостное право;
  • -- гонения на интеллигенцию;
  • -- казнь декабристов;
  • -- режим Николая I;
  • -- безграмотность народной массы;
  • -- неизбежность революции и ее кровавый характер;
  • -- самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, -- это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев -- сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции:
  • -- беспочвенность;
  • -- отщепенство;
  • -- скитальчество;
  • -- невозможность примирения с настоящим;
  • -- устремленность к грядущему.

В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты -- лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Этот идеалистический класс был поставлен в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех достижений мирового и российского развития, революции, цивилизации.

Славянофилы и западники так же рассуждали о судьбах русского народа, но с двух противоположных точек зрения. Самое главное -- русская философия истории должна была решить вопрос о значении и смысле реформы Петра, разрезавшей историю страны на две части. Западники были сторонниками реформы и видели будущее России в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, которая возникает на духовной почве православия. По их мнению, реформы Петра и европеизация были изменой России.

Главное -- нельзя забывать, что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >