Понимание сущности человека в разные исторические эпохи

Древняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.

В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Со всем в своей природной и социальной среде, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами человек живет в едином, нераздельном мире.

Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма, т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.

Обращение к антропологической проблематике связано с критической и просветительской деятельностью софистов и созданием философской этики Сократом.

В концепции софистов можно проследить три основных момента:

  • -- релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д.;
  • -- введение человека в бытие как главное действующее лицо;
  • -- наполнение процесса познания экзистенциальным смыслом и обоснование экзистенциального характера истины.

В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом. Апредставление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он -- это "образ и подобие Бога".

С социальной точки зрения в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Главная задача людей -- приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда. Поэтому вся человеческая жизнь, ее метафизическое содержание выражается в парадигме: грехопадение -- искупление.

Яркими представителями средневековой христианской философской антропологии были:

  • -- Августин Блаженный;
  • -- Фома Аквинский.

Августин Блаженный считал, что человек -- это противоположность души и тела, являющиеся независимыми.

По мнению Фомы Аквинского, человек -- это промежуточное существо между животными и ангелами.

В новое время философская антропология формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, которая получила название гуманизм.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Она утверждала естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью, но вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >