Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии нового времени

Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:

  • -- философского научного метода;
  • -- методологии познания человеком внешнего мира;
  • -- связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.

Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм.

Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561-1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

  • -- перерабатывать данные чувственного познания и опыта;
  • -- находить коренные причинные связи, явления;
  • -- раскрывать законы природы.

Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.

Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода:

  • -- "идолы рода" (ложные представления, которые обусловлены несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума);
  • -- "идолы пещеры" (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам);
  • -- "идолы рынка" (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях);
  • -- "идолы театра" (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем).

Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс (1588-1679). Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.

Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта (1596-1650), Бенедикта Спинозы (1632-1677), Готфрида Лейбница (1646-1716).

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение -- это отправной пункт познания.

Все идеи Декарт подразделил на две группы:

  • -- пришедшие из чувств;
  • -- врожденные.

По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений -- вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания:

  • -- чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;
  • -- посредством разума, дающее знание о модусах;
  • -- интуиция, открывающая истину.

Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >