Познание как философская проблема

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания -- специальное исследование познания, которое делится:

  • -- на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
  • -- на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:
  • -- природа познания;
  • -- возможности и границы познания;
  • -- отношение знания и реальности;
  • -- соотношение субъекта и объекта познания;
  • -- предпосылки познавательного процесса;
  • -- условия достоверности знания;
  • -- критерии истинности знания;
  • -- формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

  • -- одни ученые изучают объективную реальность, а другие -- саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
  • -- одни находят знания, а другие -- знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:
  • -- gnosis -- познавание, узнавание (познание, знание);
  • -- episteme -- знание, умение, наука.

В русском языке термин "познание" имеет два основных значения:

  • -- знание как данность, добытый факт;
  • -- процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы "готового" знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

  • -- обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;
  • -- объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:
  • -- исследует природу человеческого познания;
  • -- исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);
  • -- рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;
  • -- исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >