Антропоцентризм и гуманизм эпохи возрождения

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха -- эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Антропоцентризм -- учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм -- разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

  • -- Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает "исцелить кровавые раны" своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
  • -- Боккаччо высмеивает в своем "Декамероне" развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
  • -- Эразм Роттердамский в сатире "Похвала Глупости" и Рабле в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне "Оплакивание Христа", в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе "Давид" утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

  • -- светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
  • -- ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

  • -- отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
  • -- использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
  • -- тесная связь с естествознанием;
  • -- исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469-1527) -- один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы -- государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

  • -- "Что лучше: внушать любовь или страх?"
  • -- "Как государи должны держать слово?"
  • -- "Каким образом избегать ненависти и презрения?"
  • -- "Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?"
  • -- "Как избежать льстецов?" и др.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >