Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Анализ деятельности привлечения инвестиций в Кыргызскую Республику

Совершенствование инвестиционной политики в Кыргызской Республике

политика инвестиционный республика кыргызский

Эффективность развития экономики во многом будет зависеть от продуманной инвестиционной политики в республике, которая позволила бы определить новую модель развития экономики, восприимчивую к рынку, нововведениям и способную играть достойную роль во внешнеэкономических и межреспубликанских связях. В этой связи необходимо не только выявить приоритеты экономического развития и определить пути, которыми можно было бы добиться перелива капитала именно в эти отрасли производства, но и нужна продуманная инвестиционная политика.

Государственная инвестиционная политика - это общие установки в распределении капитальных вложений в целях обеспечения пропорционального развития экономики, устранения внутриотраслевых диспропорций и достижений оптимальных соотношений между развитием материального производства и непроизводительной сферы. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических коллизий, которым подвержена современная экономика. 

Функции привлечения иностранных инвестиций возложены на ряд министерств, ведомств и даже областные и районные акимиаты.

На данный момент в целях повышения эффективности государственного управления в сфере инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики для иностранных инвесторов и улучшения логистики прохождения инвестиционных заявок и документов в Правительство Кыргызской Республики через упорядочение работы с иностранными инвесторами также прорабатывается проект постановления Правительства Кыргызской Республики «об утверждении порядка работы с иностранными инвесторами, обращающимися с предложениями сотрудничества к Правительству Кыргызской Республики».

При этом основным нормативным документом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» который устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства нацеленные на улучшение инвестиционного климата в Кыргызской Республике и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в Кыргызской Республике. Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» - Бишкек, 27.03.2003 года, №66. Кроме того, в целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызстан заключил межправительственные соглашения с рядом иностранных государств по взаимной защите и поощрении инвестиций, об избегании двойного налогообложения, о транзитных перевозках, а также подписал Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

Действующий Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях», также как и ранее действующие законы об инвестициях, содержит положение, согласно которому в случае внесения изменений в инвестиционное, налоговое, таможенное законодательство инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий. Однако данная норма на практике не работает, инвесторы не могут, а государственные служащие отказываются ее применять. Причинами сложившийся ситуации является отсутствие механизма реализации данной нормы, а именно: Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003;

ь положения налогового, таможенного законодательства, а также законодательства, регламентирующего нетарифные методы регулирования экономики - лицензирование и проверки, не содержат положений о стабилизации правового режима для инвесторов;

ь отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации права на стабильное законодательство;

ь отсутствуют положения законодательства, усложняющие принятие нормативных актов, ухудшающих положение инвесторов.

В целях предоставления инвесторам стабильного правового режима рекомендуется:

ь внести изменения и дополнения в законодательство в части уточнения формулировки права инвестора на выбор стабильного и благоприятного правового режима, видов законодательства, на которые распространяется данный режим, сроков действия данного режима и т.д.;

ь установить детальный порядок реализации права инвестора на выбор наиболее благоприятного режима в случае изменения законодательства путем принятия подзаконных нормативных правовых актов;

ь внести законодательные ограничения на принятие нормативных актов, ухудшающих положение инвесторов.

Данные рекомендации требуют внесения изменений и дополнений в ряд законов, в том числе, в Закон «Об инвестициях», Закон «О нормативных правовых актах», Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Закон «О неналоговых платежах», Закон «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Закон «О лицензировании», Закон «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», Закон «О недрах».

В рамках данного Плана проводится ряд мероприятий по направлениям инвестиционная свобода, защита прав собственности, а также свобода от коррупции и др., комплексная реализация которых позволит улучшить инвестиционную среду в Кыргызской Республике и соответственно оценить результаты реформ в стране через такие авторитетные международные индексы, как Индекс экономической свободы, Индекс глобальной конкурентоспособности, Индекс восприятия коррупции и др.

В процессе продвижения к созданию благоприятного инвестиционного климата по привлечению иностранного капитала исключительно важно преобразование не только организационно-правовой базы, но и формирование экономического механизма регулирования. Данный механизм предполагает использование традиционных средств денежно-кредитной, бюджетной политики (дисконтная, налоговая, амортизационная политика), а также специфических инструментов - таможенное регулирование, механизм гарантирования кредитов и инвестиций, условия репатриации и реэкспорта капиталов, качественное лицензирование, внутрифирменное ценообразование и т.д. При этом использование традиционных рыночных методов регулирования должно быть «опережающим».

Одной из основных задач в вопросах создания благоприятного инвестиционного климата является необходимость сокращения излишних административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. К таковым, в первую очередь, относятся требования государства к лицензированию и получению разрешений, а также избыточные контрольно-надзорные функции государственных контролирующих органов. За последние годы достигнут существенный прогресс в вопросах сокращения излишних административных барьеров в виде лицензий и разрешений. В то же время процесс оптимизации далёк от завершения.

Правительство Кыргызской Республики приняло ряд существенных мер для облегчения въезда иностранных лиц на территорию Кыргызской Республики. Так, в 2012 году был введен безвизовый режим для граждан ряда стран, прибывающих в страну в туристических целях. В то же время процедура получения трудовых виз и разрешений лицами, намеренными работать в Кыргызской Республике, имеет ряд существенных недостатков, в том числе противоречивые и взаимоисключающие требования при получении трудовой визы и разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы; в частности, для получения разрешения на работу иностранному специалисту необходимо предоставить копию трудовой визы, а для получения трудовой визы необходимо предоставить разрешение на работу; на практике данные противоречия создают серьезные препятствия при получении трудовых виз и разрешений;

Важным фактором, влияющим на состояние и перспективы развития экономики Кыргызской Республики, является ее налоговая система.

Несовершенство налогового законодательства и сложное администрирование привели в последние годы к ухудшению инвестиционного климата, неэффективности производства и бизнеса, массовому уходу физических и юридических лиц от налогов, развитию теневого сектора экономики. Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития страны, хотя ставки налогов на прибыль, подоходный и НДС в Кыргызской Республике были существенно снижены. Системы администрирования НДС, НДС является основным косвенным налогом и важным источником доходной части бюджета. Вследствие ряда поправок налогового законодательства, противоречащих концепции НДС, данный налог не способствует полному охвату налогооблагаемой базы, предусмотренной законодательством, и в ряде случаев является причиной непропорционального распределения налогового бремени между хозяйствующими субъектами. страховые отчисления в Социальный фонд, В соответствии с налоговым законодательством отчисления в Социальный фонд не относятся к категории налогов. Фактически, данные отчисления носят характер налогов. Высокая ставка отчислений (27,25%) вынуждает многие хозяйствующие субъекты избегать их уплаты путем уменьшения или сокрытия истинных сумм выплачиваемой заработной платы. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции.- М.: КноРус, 2011.

Такая ситуация, в свою очередь, приводит к не до получению в бюджет сумм подоходного налога. Система отчислений в Социальный фонд демотивирует легализацию доходов, что в свою очередь, отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране. Также стоит отметить, что инспекция Социального фонда наделена, также как и Государственная налоговая служба, правом проверки на наличие патентов, кассовых аппаратов и трудовых договоров. Дублирующие проверки приводят к неэффективности работы государственных органов и создают проблемы в предпринимательской деятельности. Другим серьезным недостатком является система несоразмерно высоких штрафов (в размере 100, 200 процентов) от неуплаченных вовремя сумм страховых взносов. Начисление штрафов должно производиться с применением среднего банковского процента за период просрочки уплаты страховых отчислений. акцизные налоги и налог с продаж остаются обременительными для бизнеса.

Опросы инвесторов показывают, что применение налогового законодательства является непоследовательным, а многочисленные налоговые проверки ставят под сомнение целесообразность инвестирования в Кыргызской Республике. Показательными являются данные Отчёта Всемирного Банка о ведении бизнеса, в котором Кыргызская Республика находится на 15-ом месте по легкости открытия компаний, а по легкости процедуры уплаты налогов на 168-ом.

Главной целью налоговой политики должно стать создание максимально благоприятных экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов и роста инвестиций в экономику страны.

В целях создания благоприятного для инвестирования налогового режима рекомендуется: повысить уровень справедливости и нейтральности налоговой системы путем:

ь выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего путем отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений в Налоговом кодексе КР);

ь отменены эффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего, оборотных налогов, указанных в Налоговом кодексе КР и Законе «О неналоговых платежах»);

ь введения единого учета налогооблагаемой базы по отдельным налогам, а именно НДС и налога с продаж;

ь упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов;

ь разрешения к вычету из базы налога на прибыль всех обоснованных необходимых для ведения бизнеса расходов.

По мнению экспертной группы для развития предпринимательства, снижения теневой экономики, необходимо стремиться к тому, чтобы общий размер всех налогов и иных обязательных платежей (в том числе, страховых взносов в Социальный фонд) не превышал 1/3 дохода предпринимателя.

Большинство стран активно содействуют привлечению инвестиций. Процесс привлечения инвестиций охватывает широкий спектр услуг - от информации о состоянии рынка, подготовки технико-экономических обоснований до проведения оценки экологического воздействия инвестиционных проектов. Бездействие государства в вопросах привлечения инвестиций вынуждает инвесторов самостоятельно оценивать инвестиционные возможности страны, что в ряде случаев подталкивает к выбору в пользу другой страны, конкурирующей за привлечение инвестиций.

В целях стимулирования привлечения и роста инвестиций и реинвестиций рекомендуется:

  • - ввести законодательное определение «преференций», а также законодательно закрепить за государством право на предоставление преференций и за инвестором право на получение преференций;
  • - разработать шкалу преференций по следующим критериям: объем инвестиций, территория, сектор экономики;
  • - внести дополнения в налоговое и таможенное законодательство, касающиеся оснований для предоставления преференций, видов и сроков действия преференций;
  • - рассмотреть вопрос о повышении эффективности преференций, предоставляемых в свободных экономических зонах и возможности использования преференций при создании промышленных парков. Бектенова Д.Ч.Закономерности движения денежных потоков в условиях трансформации экономики Кыргызской Республики. Б.: КРСУ. 2001.

На сегодня требуется проведение анализа и пересмотр ряда нормативных правовых актов, в том числе доработка проекта Закона «О государственном лицензировании», приведение в соответствие с названным законом нормативных правовых актов, внесение дополнений в законы, регулирующие контрольно-надзорную функцию государства с целью ее упорядочивания и создания четкого и предсказуемого режима проверок предпринимательской деятельности.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее