Теоретические аспекты тарифной политики государства на внешнеторговые цены

Понятие, сущность и основные принципы таможенно-тарифной политики

Рассмотрим научные определения, интерпретации и трактовки таможенной политики и попробуем выяснить ее сущность и содержание.

Толкование таможенной политики той или иной степени нашло отражение в трудах К. Сандровский, А. Козырина, А. Ершова, М. Блинова, Б. Габричидзе, С. Барамзина, П. Дзюбенко, И. Бережнюка, А. Гребельника и др.

По мнению известного отечественного исследователя-юриста К. Сандровский, таможенная политика является система мер, направленных на обеспечение экономической охраны государственных границ и выполнения внешнеэкономической программы государства в международном общении через средства регулирования, то есть государственного влияния на сферу таможенных отношений [1, с. 47].

Ряд авторов переносят сферу действия таможенной политики за пределы экономических отношений, придавая ей характер идей, принципов и т. д. Так, И. Бережнюк убеждает нас в том, что таможенная политика - это система взглядов, идей и убеждений, которая формирует основные правовые и экономико-организационные принципы таможенного дела [2, с. 11].

Достаточно оригинальное понимание сути и содержания таможенной политики приводит Е. Курасова. «В условиях демократического общества, - отмечает автор, - характер и назначение таможенной политики усложняется. Она приобретает четко выраженный социальный характер. Суть его в том, что таможенная политика объективно связывает государство, политические институты и структуры, участников внешнеэкономической деятельности, создает между ними отношения взаимодействия и взаимозависимости. Характер этих отношений зависит от согласованности и достигнутого компромисса интересов сторон, социальных групп. Можно сказать, что таможенная политика определяется достижением социального партнерства государства, политических институтов общества, социальных групп, участников внешнеэкономической деятельности и т.д.» [3, с. 14]. На основании этих соображений она дает такое рабочее определение таможенной политики: «Таможенная политика - это деятельность политических институтов общества по выявлению, согласования и координации политических, экономических, правоохранительных, социальных и других интересов с помощью таможенного дела» [3, с. 14].

Определяя основы обоснования и исследования феномена таможенной политики, А.П. Гребельник настаивает на необходимости учета основных подходов к ее трактовке: властно-правового, организационно-институционального, экономического и психо-этического [4, с. 23].

Экономический подход (главный, по нашему мнению) А. Гребельник связывает «... в основном с внедрением в жизнь внешней и внутренней экономической политики страны, которая основывается на выборе оптимальной модели взаимоотношений с мировой системой хозяйствования: протекционизм, свободная торговля или гармоничное их сочетания. В зависимости от выбора того или иного направления и степени его воздействия (например, протекционизм может быть селективным, отраслевым, коллективным, скрытым, монопольным, умеренным, жестким). На практике применяются различные инструменты экономической политики, в том числе и таможенно-тарифные регуляторы» [4, с. 23].

Исходя из этого, автор рассматривает таможенную политику с точки зрения целевой и функциональной направленности. Под углом зрения целевой направленности таможенно-тарифная политика - это система политико-правовых, экономических, организационных и других широкомасштабных мероприятий в сфере таможенно-тарифных отношений, направленных на реализацию и защиту как внутренних, так и внешнеэкономических интересов страны с целью осуществления динамических социально экономических преобразований при условии формирования рыночных отношений. Учитывая функциональную направленность, таможенно-тарифная политика - это система мер экономической и внешнеэкономической политики, предпринимаемых государством в таможенном налогообложении, контроле и таможенном оформлении [4, с. 27].

Обобщая определения таможенной политики, А. Гребельник утверждает, что под ней следует понимать комплексную систему мер, направленных на обеспечение экономического суверенитета страны, охрану государственных границ, реализацию внешнеэкономической стратегии через сферу таможенных отношений [4, с. 29].

На сегодня главным теоретическим и практическим вопросом является проблема выбора типа таможенной политики в России, то есть протекционизма или свободной торговли. Сторонники обоих направлений достаточно основательно аргументируют преимущества каждого из них. Общей недостатком контраверсионных концепций, по нашему мнению, является их прикладной, узкоцелевой подход, когда на первом плане стоят не так цивилизационные основы, сколько поточно-конъюнктурные интересы экономических субъектов различных уровней хозяйствования. Кроме этого, попытка противопоставления протекционизма и свободной торговли выглядит ошибочной. Правда, они противоположны по своему содержанию, но по существенным признакам допускают и обусловливают диалектический переход и получения качестве одного в количестве другое.

В экономической литературе акцентировано на двух важнейших для обоснования направлений реализации таможенной политики обстоятельствах:

Во-первых, политика протекционизма должна рассматриваться как временная мера. Этот путь прошли все страны мировой системы.

Во-вторых, политика протекционизма в современных условиях является типичной только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Она имеет глубоко объективный и закономерный характер.

Как считает В. Рокочая, «случаями, для которых протекционизм в менее развитых странах определяется более эффективной формой внешнеторговой политики, чем свободная торговля, являются:

  • - ситуации, связанные с необходимостью достижения определенных национальных целей (усиление экономической и военно-политической независимости страны, защита национального производителя и рабочих мест, создание равных условий для национальных и иностранных производителей);
  • - ситуации, когда как решающий показатель развития национальной экономики рассматриваются не качественные (эффективность национального производства, его международная конкурентоспособность, ассортимент выпускаемой продукции и др.), а количественные критерии (например, рост ВНП) [5, с. 175-176].

Формирование долгосрочной экономической политики нашей страны должно осуществляться на принципах, отрицают использование как средств регулирования внешнеторговых отношений политики «абсолютного» протекционизма или, наоборот, «абсолютного» фритредерства.

Таможенная политика должна иметь умеренный и относительно эластичный характер, переходя от взвешенного протекционизма в умеренной свободной торговли. Эта политика должна реагировать на изменения и модифицироваться в соответствии с характером изменений в обществе и мировой политике на экономической конъюнктуре.

Таможенная политика и таможенное дело неразделимы. Однако представление о сущности их связи в теоретическом плане не отличаются постоянством, а содержание задач и характера таможенной политики государства всегда был и остается концептуальным вопросам. Ведь наличие разногласий в толковании феномена таможенной политики может привести к противоречиям в нормативных актах, регламентирующих таможенное дело на разных уровнях.

Таможенная политика объективируется в двух формах - идеальной и предметной. Идеальную форму таможенной политики составляет умственная, творческая деятельность, формирует представление об определенной таможенную политику. Материальную форму создает таможенная практика. Материализация политики, приведения ее в действие в предметной форме обеспечивается созданием политико-правовых и социально-экономических средств и достижением запланированных результатов.

В этом контексте как главные предметные факторы материализации таможенной политики можно рассматривать таможенное право и таможенное дело. Реализация таможенной политики - процесс направления координированной деятельности таможни, органов исполнительной власти и институтов общества на достижение сформулированной в ней цели [6, с. 38].

Любая современная государство определенный законодательством набор определенных инструментов экономического и административного регулирования (стимулирования или ограничения) импорта и экспорта. Принципиальная разница между экономическими и административными средствами заключается в нужном специфическом способе воздействия на общественные отношения в сфере внешней торговли и соответственно опосредованно через рыночные отношения или непосредственно путем установления ограничений и запретов административного характера.

Если проанализировать всю систему средств реализации таможенной политики России, мы можем сделать вывод, что фискальная функция реализуется, и это естественно, экономическими средствами - пошлины и таможенные сборы; охранная - преимущественно административными, а вот регулятивная сочетает в себе оба вида средств. К тому же, одно и то же средство воздействия на общественные отношения в таможенной сфере может выполнять сразу несколько функций, например, взимание пошлины одновременно выполняет фискальную и регулятивную, лицензирования вообще может сочетать все три функции.

Подытоживая материал данного пункта, следует отметить, что целью внешнеторговой политики России на современном этапе развития и в будущем является создание и поддержка конкурентоспособных на мировом уровне отраслей экономики и обеспечения благоприятных условий для развития их экспортного потенциала, поддержка экспортной деятельности всеми возможными направлениями, поскольку история и практика развития мировой экономики и экономик отдельных государств свидетельствует, что наибольшее уровня благосостояния и богатства страны достигают прежде всего путем создания конкурентоспособных отраслей экономики и поддержки экспортной деятельности в мировом масштабе.

Неотложной задачей в этом контексте является введение принципа последовательной осторожной либерализации с элементами протекционизма, чтобы создать надлежащие условия функционирования хозяйства, защитить отечественных производителей и обеспечить интеграцию России в мировое экономическое пространство. Интересы национальной экономической безопасности, развитие экспортного потенциала, повышения эффективности внешней торговли требуют от России сотрудничества с другими странами, которые входят в состав различных региональных группировок.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >