Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Ветеринарный контроль: цель, задачи, содержание и структура государственных органов, осуществляющих данный вид государственного контроля

Проблемы и перспективы совершенствования законодательства о ветеринарном контроле

Совершенствование ветеринарного контроля на Государственной границе РФ

Охрана территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, стран СНГ и ближнего зарубежья является одной из важных общегосударственных задач, выполняемых зональными управлениями государственной ветеринарной службы на Госгранице РФ и транспорте.

В соответствии с этой задачей зональные управления на Госгранице РФ и транспорте осуществляют контроль за соблюдением ветеринарных правил при международных и внутригосударственных перевозках (перегонах) животных, продуктов, сырья животного происхождения и других подконтрольных ветеринарной службе грузов всеми видами транспорта и отправлений, включая ручную кладь, а также проведение мероприятий, направленных на охрану территории РФ от заноса и распространения инфекционных болезней. В своей деятельности государственная ветеринарная служба руководствуется законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства сельского хозяйства и Правительства РФ.

Пограничные контрольные ветеринарные пункты совместно с государственными ветеринарными службами субъектов РФ обеспечивают:

  • - контроль за внутригосударственными перевозками (перегонами) животных, продуктов и сырья животного происхождения и других подконтрольных грузов всеми видами транспорта и отправлений;
  • - контроль за ветеринарно-санитарным состоянием транспортных средств, в которых осуществляются экспортные, импортные и внутригосударственные перевозки, помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок и других специальных сооружений, а также проведением и качеством их ветеринарной обработки; и т.д.

Особую сложность в сфере ветеринарного контроля представляет работу в области надзора за животными и продуктами животного происхождения, ввозимых на основании международных экономических контрактов.

Так, к сожалению, в практике встречаются случаи гибели животных, в отношении которых производится ветеринарный контроль.

Так, показателен инцидент, имевший место в августе 2009 года, когда погибли 4000 экзотических рыб, принадлежавших новому городскому океанариуму. По данным таможенной службы, не была подана грузовая таможенная декларация, без которой груз считается контрабандой. Таможенники не позволяли представителям океанариума забрать рыб из аэропорта 14 или 15 часов, причем груз находился на 30-градусной жаре. В результате большинство животных погибло Сочинские таможенники отвергли обвинения в гибели экзотических рыб//http://lenta.ru/news/2009/09/01/deadfish1/. .

С одной стороны, нельзя не отметить качество работы сочинских таможенников, которые, выполняя долг, не допустили нарушения таможенного законодательства. С другой стороны, в результате действий таможенной службы произошла гибель животных. Очевидно, что проблема заключается в недостаточно скоординированной работе таможенников и представителей государственной ветеринарной службы.

Другой пример - это многолетняя история с «ножками Буша». Разумеется, вся поступающая продукция проходит таможенный и ветеринарный контроль до поступления импортеру. Некачественная продукция возвращается в страну, где ее произвели, или идет на те цели, которые укажет в своем предписании ветеринарная служба. Однако по-прежнему, как свидетельствуют результаты полученных проб, на территории России продаются куриные окорочка, не отвечающие ветеринарным требованиям Разбор куриных полетов//http://www.h8records.ru/rem/o/1670/index.html. . Отсюда вытекает, что осуществляются недостаточные меры ветеринарного контроля.

Несомненно, что до перемещения сельскохозяйственных товаров, животных, продуктов животноводства, кормов и услуг через границу страны импортеры и экспортеры должны знать действующее таможенное законодательство и иные специальные правила, требования и ограничения.

Импортеры или таможенный брокер обязаны представить соответствующей таможне целый ряд документов: грузовую декларацию, лицензию, разрешения различных контролирующих органов, платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и сборов за оформление или необходимые гарантии уплаты таможенных платежей, и иные документы.

Качество сельскохозяйственных товаров подтверждается такими документами, как сертификат качества, сертификат соответствия, фитосанитарный сертификат, сертификат происхождения, железнодорожные накладные.

Согласно Федеральному закону РФ от 15.07.2000 года № 99-ФЗ «О карантине растений» ввоз на территорию России подкарантинной продукции, подкарантинного материала и груза разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм пограничные пункты карантина растений.

Многие хозяйства страны с целью улучшения своего поголовья приобретают высокоценных племенных животных, которых завозят непосредственно из племенных хозяйств или покупают через специальные заготовительные организации. Периодически создаются новые фермы, животноводческие комплексы, птицефабрики, которые комплектуются поголовьем животных за счет завоза. Сельскохозяйственных животных вывозят на различные операции.

Разрешается перевозить только здоровых животных из хозяйств и пунктов, благополучных по инфекционным болезням. Основная задача, которая ставится при перевозке животных, - это доставка к месту назначения без потерь. Животных, которых отправляют на выставки, выводки, ипподромы, а также в хозяйства, за месяц до перевозки клинически осматривают, проводят необходимые диагностические исследования и ветеринарно-санитарные обработки. На отправляемую партию выдают ветеринарное свидетельство, в котором указывают количество животных в данной группе, проведенные диагностические исследования и обработки. Животных, доставленных к месту отправления, освидетельствует врач или фельдшер транспортной ветеринарно-санитарной службы.

Если ветеринарные документы (свидетельства, удостоверения, справки, гуртовая ведомость) в порядке, не выявлено больных и не было заболеваний или падежа в пути, животных допускают на погрузочную площадку грузоперевозки. После 3-4 часов отдыха их подвергают поголовному осмотру, измерению температуры. Погрузку разрешают при отсутствии в группе больных животных, о чем врач делает пометку в документах.

Все эти и иные правила ветеринарного контроля должны знать импортеры и экспортеры, в связи с чем особое внимание нужно уделить информированию данных лиц со стороны соответствующих государственных органов.

Таким образом, несмотря на то, что в Росси сегодня существует достаточно полная база законодательства о ветеринарном контроле и полномочиях ветеринарных органов, в том числе на Государственной границе РФ, практика свидетельствует о том, что в данной сфере общественных отношений существует немало проблем.

Даже приблизительный сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства о ветеринарном контроле говорит о том, что Россия явно отстает сегодня по качеству ветеринарного законодательства, которое многими специалистами признается лояльным.

Возможно, именно поэтому «бушуют страсти» в области принятия нового Закона о ветеринарном контроле, который осенью 2010 года был рассмотрен Государственной Думой.

Несомненно, что на современном этапе исторического развития, когда страна ушла от системы тотального контроля, наличие системы адекватных административных барьеров составляет сущность любого законодательства. Эти барьеры должны быть необходимы для борьбы с реальными угрозами и рисками. В связи с чем в проекте нового Закона предусматривается создание единой национальной ветеринарной службы Новый закон «О ветеринарии»: почему взволнован бизнес?//http://www.zooweb.ru/newsvm/news/2588/. .

Нельзя отрицать опыт СССР, когда, как известно, крайне серьезная вспышка африканской чумы свиней благодаря безупречной работе властной вертикали в ветеринарии была ликвидирована всего за один месяц. Сегодня же эпизоотии длятся намного дольше и имеют более серьезные последствия.

Еще одним важным обстоятельством является то, что уровень защиты животных и населения должен быть одинаковым на территории всех субъектов Федерации. Это практически недостижимо, пока в стране имеется около 90 независимых ветеринарных служб, включая федеральный и субъектовый уровни, а также ветеринарные службы отдельных ведомств.

Особое внимание должно быть уделено развитию ветеринарного контроля в рамках Таможенного Союза. Уже существует договорно-правовая база соглашений по ветеринарным и фитосанитарным нормам, которые создавались с учетом требований ВТО, Евросоюза и таких международных организаций, как Международное эпизоотическое бюро.

С одной стороны, важнейшим условием существования Таможенного союза является свободное передвижение безопасной продукции по всей его территории. При этом в контексте слово «безопасной» является ключевым. Все три страны Таможенного союза нацелены на расширение экспорта своей продукции в третьи страны. При этом свободный экспорт может строиться только на полном уважении международных требований. В Таможенном союзе есть единые ветеринарные требования, единый рынок, общая граница. В таких условиях вопросы безопасности должны решаться на системном уровне. Территория единого таможенного пространства должна обеспечиваться одинаковыми требованиями к ее безопасности на всем ее протяжении. Только в этом случае можно создать систему производства конкурентоспособной пищевой продукции, обеспечить экспортно-ориентированный характер экономики Союза.

Не менее важна необходимость соответствия отраслевого законодательства основополагающим принципам международного права. Применительно к закону о ветеринарии, это означает, что он должен соответствовать принципам Международного эпизоотического бюро. Эти принципы, прежде всего, означают, что ветеринарная служба должна быть единой, управляемой и эффективной. Закон о ветеринарии должен пройти экспертизу на его соответствие принципам кодекса Международного эпизоотического бюро.

Как уже указывалось, одной из проблем является отсутствие координации деятельности ветеринарных и таможенных служб. В связи с чем сегодня важно законодательно урегулировать вопросы координации деятельности данных служб.

Кроме того, требуется разработать ряд правил в области ветеринарного контроля в сфере перевозки живых животных, которые нередко становятся «жертвами бюрократии». Необходимо создать такой механизм, который позволил бы избежать гибели животных в случае, даже в случае непредоставления импортером необходимых документов.

Итак, сегодня одной из важнейших задач пограничной службы является недопущение проникновения и распространения на территории Российской Федерации эпидемий и эпизоотий, особенно в связи с особо сложной санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной обстановкой.

К сожалению, существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам пограничной политики в сфере ветеринарного контроля не отвечает реальным потребностям и характеризуется отсутствием системности законодательства в рассматриваемой сфере правового регулирования. Во многом несовершенство правовых основ действующей государственной политики в пограничной сфере связывается с незавершенностью законодательного обеспечения в данной сфере.

Из этого вытекает необходимость дальнейшего совершенствования действующей нормативной правовой базы, закрепляющей режим функционирования государственной границы Российской Федерации.

Цель правового регулирования заключается в достижении безопасности личности, общественной и государственной безопасности в приграничном пространстве, а также в защите интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее