Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Анализ осуществления финансового планирования в таможенных органах

Анализ осуществления финансового планирования в таможенных органах

Обоснование бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов

Финансовые ресурсы Федеральной таможенной службы - это вся совокупность денежных средств, которая потенциально может быть использована для осуществления любых денежных операций таможенными органами и учреждениями, подведомственными ФТС России. За счет финансовых ресурсов обеспечиваются расходы таможенных органов, связанные с исполнением установленных функций, реализуются задачи подготовки кадров и социального обеспечения должностных лиц. Источниками финансовых ресурсов таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТС, являются федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды и другие источники, разрешенные законодательством. Финансовые ресурсы являются источниками формирования финансовых активов. Финансовые активы таможенных органов представлены денежными средствами, поступающими на лицевые счета таможенных органов для финансирования их расходов, и оплаченными денежными документами. Основной источник финансового обеспечения деятельности ФТС России - федеральный бюджет.

Органы государственной исполнительной власти (федеральные министерства, агентства и службы), законодательные и судебные органы РФ, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ и другие, являются прямыми получателями средств федерального бюджета и главными распорядителями (администраторами) средств федерального бюджета. ФТС России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций. Руководитель ФТС России вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности таможенной службы, а также определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению финансовых вопросов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обязанности РФ предоставить ФТС средства федерального бюджета или внебюджетных фондов на исполнение установленных функций называют расходными обязательствами. Государственные расходные обязательства возникают в связи с принятыми законами и иными нормативными документами, договорами или соглашениями. Лимиты бюджетных обязательств ФТС утверждает Министр финансов РФ в разрезе функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Распределение расходов федерального бюджета между министерствами, федеральными службами и агентствами (главными распорядителями) отражает ведомственная классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Российской Федерации перед главными распорядителями носят название бюджетных ассигнований.

ФТС России имеет право распределять выделенные средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, то есть региональным таможенным управлениям, казенным учреждениям и непосредственным получателям бюджетных средств - таможням центрального подчинения. ФТС России формирует и оформляет приказом перечень подведомственных ей распорядителей бюджетных средств. ФТС ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Реестр расходных обязательств - это документ, в котором участник бюджетного процесса указывает все правовые основания (перечень законов, иных нормативных правовых актов, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), вследствие принятия которых у субъекта бюджетного процесса возникают денежные обязательства с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения и включенных в реестр обязательств; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, может вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств в Министерство финансов РФ. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ ФТС России, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета, ФТС выступает в суде от имени РФ в качестве ответчика по искам, предъявленным к РФ, о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) таможенных органов, или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов, не соответствующих закону или иному правовому документу.

Региональные таможенные управления являются распорядителями бюджетных средств. Региональные таможенные управления определяют задания по предоставлению государственных услуг для подчиненных таможен; утверждают им бюджетные сметы с учетом нормативов финансовых затрат; распределяют бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по таможням; вносят предложения в ФТС России по формированию и изменению бюджетной росписи; осуществляют контроль над использованием бюджетных средств таможнями (только в том случае, если на это им будут предоставлены полномочия главным распорядителем - ФТС России).

Таможни, таможенные посты, имеющие статус юридического лица, - это получатели бюджетных средств.

Для понимания процесса финансового обеспечения деятельности в секторе государственного управления и механизма образования финансовых ресурсов для обеспечения расходов ФТС необходимо иметь представление о функциональной и экономической (рассмотрена ранее) классификации расходов бюджетов РФ.

Функциональная классификация расходов федерального бюджета отражает направление денежных средств на выполнение основных функций государства: обеспечение государственного управления, национальной обороны и безопасности, охрану окружающей среды, развитие образования, культуры и др. функции.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются:

  • - общегосударственные вопросы:
  • - национальная оборона:
  • - национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
  • - национальная экономика:
  • - жилищно-коммунальное хозяйство;
  • - охрана окружающей среды:
  • - образование;
  • - культура и кинематография;
  • - здравоохранение;
  • - социальная политика;
  • - физическая культура и спорт;
  • - средства массовой информации;
  • - обслуживание государственного и муниципального долга;
  • - межбюджетные трансферты.

Каждой функции в бюджете соответствует определенный раздел (часть денежных средств). Разделы составляют первый уровень функциональной классификации. Вторым уровнем функциональной классификации являются подразделы, они построены по принципу выделения подфункций, т.е. конкретизации задач управления в рамках государственных функций (разделов бюджета). Всего в настоящее время в РФ выделены 14 разделов бюджета, соответствующих государственным функциям, и 100 подразделов. В структуре бюджета выделен важнейший раздел, объединяющий в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера. Этот раздел носит название «Общегосударственные вопросы».

Денежные средства, аккумулируемые в разделе федерального бюджета «Общегосударственные вопросы», отражают расходы федерального бюджета на функционирование Президента и Правительства РФ, их администраций, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, судебной системы, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные научные исследования и другие общегосударственные расходы. К общегосударственным вопросам отнесено, в том числе, и финансовое обеспечение деятельности таможенной службы.

По подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора», который выделен для конкретизации общих государственных расходов по направлениям, подлежат отражению расходы на выполнение, в том числе, функций ФТС России, а также расходы на содержание учреждений, обеспечивающих ее деятельность. Государство не только устанавливает общую сумму расходов бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» на выполнение функций таможенных органов, но и определяет целевое назначение этих средств по основным направлениям.

Таким образом, целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Они обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности и программам субъектов бюджетного планирования в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов. Финансирование деятельности ФТС обеспечивается по следующим целям:

  • - руководство и управление в сфере установленных функций;
  • - международное сотрудничество;
  • - федеральные целевые программы;
  • - пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения;
  • - воинские формирования (органы, подразделения).

Целевая статья «Воинские формирования (органы, подразделения)» является одной из ресурсоемких. По целевой статье «Воинские формирования (органы, подразделения)» финансируются:

  • - расходы на денежное довольствие и вещевое обеспечение должностных лиц таможенных органов (расходы на приобретение форменной и специальной одежды, нагрудных знаков и знаков различия, закупку санитарно-хозяйственного, спортивного имущества, позволяющие создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки, выплата компенсаций взамен вещевого обеспечения, на оплату труда гражданского персонала, продовольственное обеспечение или его денежная компенсация (денежная компенсация продовольственного пайка сотрудникам таможенных органов в соответствии с законодательством РФ), расходы по кормлению штатных служебных животных фуражом, пищевыми добавками и витаминами в соответствии с установленными нормами обеспечения, расходы на содержание и эксплуатацию учебных объектов боевой и физической подготовки);
  • - эксплуатационные расходы на содержание технологического оборудования объектов специального назначения;
  • - расходы на проведение учений, спортивных состязаний и учебно-тренировочных сборов;
  • - расходы на оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов.

Виды расходов предусмотрены в функциональной классификации для детализации финансовых ресурсов бюджета уже в разрезе целевых статей и целевых программ. Такая детализация предусматривает раздельное планирование средств на выполнение таможенными органами своих функций, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполнение международных обязательств, социальные выплаты.

Выше были рассмотрены функции государства, финансируемые за счет ресурсов бюджета по определенным разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Не все указанные разделы являются источниками финансовых ресурсов для таможенной службы. Рассмотрим, на какие средства бюджета, кроме тех, которые утверждены по разделу «Общегосударственные вопросы», подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора», согласно принятой классификации может рассчитывать ФТС России.

Деятельность Российской таможенной академии, медицинских и санаторно-курортных учреждений ФТС России, пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов обеспечивается финансовыми ресурсами из федерального бюджета по следующим разделам:

  • - «Образование» (расходы на подготовку специалистов, а также на содержание учреждений высшею профессионального образования);
  • - «Здравоохранение» (расходы на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную и амбулаторную медицинскую помощь, закупки лекарственных препаратов и медицинского оборудования);
  • - «Социальная политика» (все виды пенсий пенсионерам таможенной службы, расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и связанные с выплатой денежных пособий, различным категориям лиц, выплаты нетрудоспособным членам семьи, расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования РФ, поддержки в виде пособий по опеке и попечительству, а также расходы на выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет);
  • - «Жилищно-коммунальное хозяйство» (расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в целях обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, приравненная к военной, служебным и постоянным жильем на основании решений, принятых в установленном порядке, и не включенные в долгосрочные целевые программы).
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее