Механизмы реализации инвестиционной стратегии

Наиболее благоприятное развитие инвестиционных процессов в Брянской области с увеличением ежегодных темпов роста инвестиций в экономику региона предполагает проведение следующих мероприятий.

Правительство Брянской области систематизировано и интенсивно выстраивает работу с федеральными органами власти с целью расширения участия региона в работе федеральных и международных институтов развития.

Правительство Брянской области налаживает контакты с иностранными инвесторами, регулярно информирует их об инвестиционном потенциале региона.

Правительство Брянской области формирует эффективные системы взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства в целях инвестиционного развития Брянской области, что будет способствовать долговременному и эффективному сотрудничеству заинтересованных сторон по следующим направлениям:

взаимодействие с частными инвесторами (российскими и зарубежными);

взаимодействие по линии госсектора (взаимодействие с федеральными структурами и муниципалитетами);

взаимодействие с общественными структурами (общественными деловыми организациями).

Формы реализации государственно-частного партнерства, которые должны получить развитие в рамках реализации Инвестиционной стратегии:

концессионные соглашения (договора, контракты);

договоры о сорегулировании деятельности (бизнеса и госструктур): долгосрочные публичные договоры о сотрудничестве - общего характера или профильные;

создание комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья КРС и комплекса по убою и первичной переработке КРС, участие в целевых комплексных программах;

некоторая "самостоятельность" представителей бизнеса в рамках государственного управления;

выполнение заказов для государственных и муниципальных нужд; совместные государственно-частные проекты;

государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

дерегулирование, т.е. передача отдельных функций государственных органов саморегулируемым и иным негосударственным организациям);

наполнение (или вход в) саморегулируемых организаций (например, государственных корпораций);

аутсорсинг (как механизм выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе);

франчайзинг в сфере предпринимательства: дилерский (фирма торгует продукцией головной компании или предоставляет услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж) и корпоративный (помимо самостоятельного использования торговой марки, продукции или услуги пользователь (франчайзи) подключается к полному циклу хозяйственной деятельности головной компании);

лизинг как финансовая аренда.

В настоящий момент в Брянской области в целом сложилась система государственной поддержки субъектов инновационной деятельности: существуют гранты на создание малых инновационных компаний, действующим инновационным компаниям предоставляются различные субсидии. Однако необходимо активизировать меры по поддержке инновационной деятельности и на региональном уровне. В данном ключе возможно создание механизмов, направленных на расширение коммерциализации научного потенциала ВУЗов и сопутствующих организаций (институтов и т.д.) через региональную или государственную поддержку создания и развития малых инновационных предприятий при данных научных учреждениях по следующим направлениям:

государственная поддержка малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности вузов Брянской области;

формирование механизмов привлечения инвестиций в малые инновационные предприятия, в т. ч. государственных;

эмитирование акций и долей участия институциональным и частным инвесторам с целью привлечения инвестиций;

организация рекламных мероприятий и сопровождение продаж.

В рамках формирования инвестиционной политики муниципальных образований Брянской области необходимо обеспечить реализацию нескольких ключевых мероприятий. Для совершенствования механизмов сотрудничества органов государственной власти Брянской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований Брянской области и привлечения инвестиций в развитие муниципальной инфраструктуры, утвердить регламент взаимодействия государственных исполнительных органов власти Брянской области с органами местного самоуправления. С учетом лучших практик внедрения подобных систем взаимодействия рекомендуется следующий алгоритм и схема взаимодействия областных органов власти с муниципалитетами для проведения единой государственной инвестиционной политики и формирования инвестпроводящей сети в части мероприятий, реализация которых возлагается на департамент экономического развития Брянской области:

на регулярной основе доводить до органов местного самоуправления муниципальных образований планы и задачи привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований;

рекомендовать внедрить стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований региона по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципалитетах;

разработать и утвердить рекомендуемые формы отчетности по реализации муниципальных инвестиционных стратегий и муниципальных программ, а затем на их основе обеспечить регулярный мониторинг и оценку эффективности реализации муниципальных инвестиционных стратегий и программ, реализации отдельных значимых инвестиционных проектов и соглашений (договоров) в инвестиционной сфере;

разработать план-график представления материалов по инвестиционным проектам, планируемым к реализации на территории муниципальных образований в Брянской области в 2014-2020 годах и рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований представлять материалы в соответствии с указанным графиком;

рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований придать сотрудникам, курирующим инвестиционную политику, статус заместителя главы муниципального образования;

рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований оперативно принять нормативные правовые акты, регламентирующие в пределах предоставленных полномочий порядок предоставления и переоформления земельных участков, предусмотрев общий срок оформления земельно-правовой документации не более 3 месяцев;

содействовать установление персональной ответственности главы муниципалитета за несоблюдение сроков обработки инвестиционных обращений (определение жесткого ограничения по срокам с момента обращения инвестора в муниципалитет с соответствующим предложением или запросом) в рамках действующего законодательства.

Помимо этого, необходимо рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить нормативное и организационное обеспечение:

предоставления инвесторам налоговых льгот и налоговых кредитов в соответствии с муниципальным и правовым законодательствами (введение пониженных налоговых ставок, совершенствование механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджет);

установления для инициаторов приоритетных инвестиционных проектов льготного порядка аренды муниципальной земли и недвижимости;

предоставления инвестору муниципальных гарантий в обеспечение возврата привлекаемых денежных средств для осуществления проекта;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Обзор лучшей практики позволил сформулировать выводы для Брянской области и выявить эффективные механизмы - ключевые факторы успеха, которые должны быть в дальнейшем использованы в ходе реализации стратегических направлений инвестиционного развития Брянской области:

постоянное совершенствование системы институтов развития, ответственных за стратегию инвестиционного развития и структурного преобразования региональной экономики в связи с вызовами глобализации. Пример старопромышленного региона Северный Рейн - Вестфалия, который благодаря деятельности агентства NRW.INWEST успешно трансформировался в регион с инновационной экономикой, доказывает эффективность работы институтов. На сегодняшний день, регион занимает 1 место в Германии по размеру ВРП и является регионом первого приоритета для инвестирования в Германию;

оптимизация льготных налоговых программ. Пример моноотраслевого региона Пусан в Южной Корее демонстрирует возможность быстрого выхода из кризиса и диверсификации структуры экономики с переориентацией на сферу оказания высококвалифицированных услуг с помощью формирования грамотных пакетов налоговых льгот и преференций инвесторам. Пусан занимает 2 место в Южной Корее по размеру ВРП и является финансовым центром страны;

активизация кластерной политики. Активное формирование кластеров Брянской области в рамках ключевых национальных технологических платформ позволяет утверждать о приоритетности данного направления стратегического инвестиционного развития региона. Могилёвская область в Белоруссии, являющаяся сходной по социально-экономическим, географическим показателям с Брянской областью, пошла по пути организации кластеров и особых экономических зон в приоритетных для региона отраслях, что позволила ей достичь высоких темпов роста инвестиций, в т. ч. иностранных;

вовлечение регионального руководства в процесс привлечения инвесторов, включая персональные контакты на высшем уровне. Лучшей практикой в данном направлении в России считается Калужская область, чей опыт известен в т. ч. за рубежом. С помощью выстраивания максимально открытой и понятной схемы взаимодействия с инвесторами Калужская область смогла привлечь ведущих мировых производителей автомобилей и автокомпонентов;

подготовка и продвижение готовых инвестиционных площадок. Калужская и Ульяновская области успешно реализовали стратегию по привлечению якорных стратегических инвесторов за счет выделения и продвижения свободных участков с подведенными коммуникациями для организации производств. Оба региона демонстрируют стабильно высокие темпы роста ВРП в течение последних 5 лет - на уровне 21 процента в год;

разработка и реализация отдельных проектов, направленных на поддержку приоритетных сегментов экономики и/или территорий. Эффективность данного инструмента подтверждается опытом Белгородской области, целенаправленно развивающей сельское хозяйство. Реализация государственной программы по поддержке сельского хозяйства и отраслевых проектов позволили стать Белгородской области лидером в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности в России.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >