Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Анализ результатов деятельности подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и таможенное оформление (на примере таможенного поста Аэропорта Шереметьево (пассажирский))

Оценка деятельности таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) 2006, 2007, 2008 годы

Отчётный период характеризуется дальнейшим ростом количества пассажиров, следующих через пункт пропуска в Международном аэропорту Шереметьево и, как следствие, увеличением количества мест таможенного оформления и таможенного контроля. Полностью функционирует терминал С Международного аэропорта Шереметьево. В тоже время должностные лица таможенного поста продолжают нести службу и в терминале 1 (оформление трансферных пассажиров, ЦДА).

Несмотря на серьезные трудности осуществления контрольных функций таможенным постом, возникшие в первые месяцы работы терминала С, все они были преодолены.

В настоящее время штатная численность таможенного поста составляет 292 должностных лица (5 сотрудников, 287 федеральных государственных гражданских служащих). На 31 декабря 2007 года на таможенном посту 26 вакантных должностей, что является основной проблемой, касающейся кадров не хватка кадров влечёт за собой меньшей коэффициент выработки.

В 2007 году через пункт пропуска в Международном аэропорту Шереметьево проследовало 10 015 000 пассажиров, что на 14% больше соответствующего показателя 2006 года (8 635 649 пассажиров). При этом, увеличение пассажиропотока не повлекло за собой увеличение штатной численности таможенного поста. Для сравнения, через Международный аэропорт Домодедово проследовало 10 787 908 пассажиров.

В 2008 году через пункт пропуска в Международном аэропорту Шереметьево проследовало 10 021 181 пассажиров, что выше показателя 2007 года чуть менее 1% (10 015 000 пассажиров).

Основными направлениями международных пассажирских перевозок, по-прежнему, остаются: Германия, Франция, США, Италия, Нидерланды, Турция и Китай.

Рост пассажиропотока произошел за счет увеличения регулярных рейсов зарубежных и российских авиакомпаний в расписании аэропорта. В частности, выросли объемы перевозок российских авиакомпаний 'Аэрофлот-Норд', 'Аэрофлот-Дон', 'Пулково'. Зафиксировано увеличение пассажиропотока у зарубежных авиаперевозчиков 'Czech Airlines' (Чехия), 'Delta Air Lines' (США), а также у недавно перешедших на обслуживание в аэропорт Шереметьево авиакомпаний 'Austrian' (Австрия), 'Slovak Airlines' (Словакия).

Крупнейшим зарубежным перевозчиком в Международном аэропорту является авиакомпания Люфтганза, которая на регулярной основе осуществляет 48 рейсов в неделю.

Это было связанно прежде всего с тем, общий рост пассажиропотока в аэропортах страны повышением реальных доходов граждан и динамикой их передвижений по стране и за рубеж, хорошая тенденция наблюдается в 2008 году, хотя год являлся кризисным. Аэроэкспресс увеличивает интенсивность движения электропоездов в Шереметьево. Это еще раз показывает, что люди начали привыкать к хорошим и быстрым перелётам. Однако, как я уже отмечал ранее, произошло существенной увеличение нагрузки на должностных лиц таможенного поста в условиях сплошного таможенного контроля на рейсах, прибывающих из стран риска.

Несмотря на это таможенный пост Аэропорт Шереметьево (пассажирский) демонстрирует положительную динамику, выразившуюся в конкретных цифрах.

Приоритетным направлением деятельности таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) во все отчётные периоды являлось своевременное обнаружение и пресечение правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу России физическими лицами, в частности - совершенствование работы, направленной на выявление контрабанды товаров с высокой таможенной стоимостью и особо опасных видов контрабанды.

Год

Кол-во фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу России

Общая стоимость предметов правонарушений составила (в рублях)

2006

332

234 095 416

2007

380

270 484 616

2008

238

369 785 842

В 2007 году должностными лицами таможенного поста выявлено 380 фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу России. Общая стоимость предметов правонарушений составила 270 484 616 рублей (в 44-х случаях стоимость предметов правонарушений не устанавливалась). Для сравнения, в 2006 году были выявлены 332 факта незаконного перемещения товаров, общей стоимостью предметов правонарушений 234 095 416 рублей (в 56 случаях стоимость предметов правонарушений не устанавливалась). Таким образом, по сравнению с предыдущим годом, количество выявленных правонарушений выросло на 14%, а общая стоимость предметов выявленных правонарушений - на 16%.

В 2008 году должностными лицами таможенного поста выявлено 1 238 фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу России. Общая стоимость предметов правонарушений составила 369 785 842 рублей. Для сравнения, в 2007 году было выявлено 380 фактов незаконного перемещения товаров, общей стоимостью предметов правонарушений 270 484 616 рублей. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом, количество выявленных правонарушений выросло на 325%, т.е. более чем в 3 раза, а общая стоимость предметов выявленных правонарушений - на 37%. Для сравнения, таможенным постом Аэропорт Домодедово (пассажирский) выявлено 489 правонарушений.

Большинство правонарушений выявлено на «зеленом канале» (344 случая), что свидетельствует об умышленном совершении пассажирами административных правонарушений и преступлений.

Таким образом можно сказать что, количество правонарушений больше всего было выявлено в 2007 году, так как в связи с большим товарооборотом и недобросовестность физических лиц, как было выше сказано, что больше всего правонарушений было вывялено на «зеленом канале», возросло кол-во правонарушений. Что касается 2008 года, как мы можем видеть из диаграммы количество НТП составило 25% от общих правонарушений за весь анализируемый отчётный период, что является достаточно благоприятной картиной.

Благодаря совместной работе с другими подразделениями Шереметьевской таможни, таможенным постом ведется активная работа по пресечению контрабанды наркотиков, особенно положительная динамика наблюдается в 2008 году. Всего пресечена 51 попытка контрабанды наркотических веществ и их прекурсоров. Фактически рост задержаний наркотиков составил почти двукратное увеличение по сравнению с 2007 годом (26 попыток).

Говоря о структуре выявляемых правонарушений, необходимо отметить значительное увеличение количества случаев и сумм недекларирования и недостоверного декларирования валюты и валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами. Так, по сравнению с 2006 годом, количество таких фактов выросло на 32% (155 и 117 случаев соответственно), сумма валюты и валютных ценностей в рублевом эквиваленте выросла на 24% (144 647 246 и 116 747 348 рублей соответственно). Также можно говорить об увеличении на 27% количества выявленных случаев контрабанды изделий из меха и кожи (одежды, обуви, сумок и аксессуаров) (2007 год - 56 фактов, 2006 год - 44 факта), на 50% - мобильных телефонов и коммуникаторов (2007 год - 15 фактов, 2006 год - 10 фактов). Данный рост стал следствием активной аналитической работы соответствующего подразделения таможенного поста (информационно-аналитического отдела), направленной на выявление пассажиров, следующих из стран Западной Европы, Китая, ОАЭ и Турции, чаще одного раза в месяц пересекающих таможенную границу России.

Совместно с другими подразделениями Шереметьевской таможни, таможенным постом ведётся активная работа по пресечению контрабанды наркотиков. Всего пресечено 26 попыток контрабанды наркотиков (ОСТП № 1 - 5, ОСТП № 2 - 12, ОСТП № 3 - 6, ОСТП № 4 - 3). Среди крупных задержаний можно выделить два случая единовременного пресечения контрабандного ввоза на территорию России 3 кг гашиша и 5 кг марихуаны.

Взимание таможенных платежей также оставалось одним из важнейших направлений деятельности таможенного поста 2006-2008году.

В 2007 году должностными лицами оформлено 4 474 ТПО на общую сумму 52 092 901 рублей. Средний платеж составлял 11 643 рубля. Для сравнения, в 2006 году было оформлено 4 395 ТПО, на общую сумму 43 932 366 рублей. Средний платеж составлял 9 996 рублей.

В 2008 году оформлено 2 659 ТПО на общую сумму 59 747 293 рублей. Средний платеж составлял 22 470 рублей. Для сравнения, в 2007 году было оформлено 4 474 ТПО, на общую сумму 52 092 901 рубль. Средний платеж составлял 11 643 рубля. То есть произошло уменьшение количества оформленных ТПО, но вместе с тем удалось улучшить их качество.

Соответственно, количество ТПО, по сравнению с 2006 годом, выросло на 2%, общая сумма таможенных платежей увеличилась на 19%, а средний платеж вырос на 16%. Соответственно, по сравнению с 2007 годом, общая сумма таможенных платежей увеличилась на 15%, а средний платёж вырос более чем в два раза.

Как мы можем видеть из вышесказанного динамика работы отдела в данном направлении является положительной, что связано, прежде всего с высокой квалификацией сотрудников данного отдела.

Проведённый сравнительный анализ деятельности ОСТП № 1-4 показал, что отсутствует явный лидер по вышеуказанным показателям. Это свидетельствует о стабильной работе отделов. Вместе с тем, не исчерпан резерв возможностей для дальнейшего улучшения качества работы. Повышение квалификации должностных лиц, обучение и подготовка новых кадров на базе Шереметьевской таможни, обмен положительным опытом с другими таможенными органами и совершенствование взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами, позволят повысить показатели деятельности по итогам 2008 года.

Еще одним направлением деятельности таможенного поста является таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами для предпринимательской и иной коммерческой деятельности.

Год

Количество оформленных ГТД

Количество оформленных Карнетов-АТА

2006

1 144

1 473

2007

1 200

1 931

2008

1016

1 937

За 2007 год должностными лицами ОТО и ТК таможенного поста было оформлено 1 200 ГТД и 1 931 Карнет-АТА. По сравнению с 2006 годом количество ГТД выросло на 5% (2006 год - 1 144), а Карнетов-АТА - на 31% (2006 год - 1 473). Сумма взысканных таможенных платежей составила 17 704 600 рублей, что на 17% больше показателя 2006 года (15 072 044 рублей). Таможенное оформление в ОТО и ТК прошло 75 участников ВЭД, в состав которых входят добросовестные предприниматели и государственные органы. Об этом свидетельствует возросшая сумма взысканных таможенных платежей, при небольшом увеличении оформленных ГТД.

ОТО и ТК таможенного поста при осуществлении таможенного контроля использует систему управления рисками. Применено 17 профилей риска, что повлекло за собой вынесение определений о недостоверном декларировании и доначисление таможенных платежей. По сравнению с 2006 годом количество выявленных должностными лицами отдела правонарушений возросло более, чем в 2 раза (21 и 8 случаев соответственно).

За 2008 год должностными лицами ОТО и ТК таможенного поста было оформлено 1 016 ГТД и 1 937 Карнет-АТА. По сравнению с 2007 годом количество оформленных ГТД снизилось на 8% (2007 год - 1 200), а Карнетов-АТА - практически в том же объеме. Сумма взысканных таможенных платежей составила 15 733 360 рублей, что на 9% меньше показателя 2007 года (17 704 600 рублей).

ОТО и ТК таможенного поста при осуществлении таможенного контроля использует систему управления рисками. Применено 10 профилей риска, что повлекло за собой вынесение определений о недостоверном декларировании и доначисление таможенных платежей. По сравнению с 2007 годом количество выявленных должностными лицами отдела правонарушений сократилось на 62 % (13 и 21 случаев соответственно). Таможенное оформление в ОТО и ТК прошло 75 участников ВЭД, в состав которых входят добросовестные предприниматели и государственные органы. Об этом свидетельствует снижение количества выявленных правонарушений при почти постоянном составе участников ВЭД.

Как мы можем видеть из вышеуказанного графика, динамика оформленных КАРНЕТ-АТА достаточно положительная, так как данное сотрудничество является взаимовыгодным благодаря таможенному режиму временный ввоз, что говорит о благоприятной работе отдела в данном направление. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Что касается количества оформленных ГТД, то как мы можем видеть в 2006 году кол-во оформленных ГТД составило 1473 штуки по сравнению с 2007 году показатели были ниже - 1931 штука, это связано, прежде всего с выявленными профилями рисками и проблемой умышленного занижения таможенной стоимости и некорректного выявление признаков товаров, относящихся к категории не для личного пользования. В 2008 году этот показатель снизился на 184 штуки (всего оформлено 1016 шт.) это было связано, прежде всего, что конец 2008 года обуславливался проблемой мирового экономического кризиса, и кол-во участников ВЭД резко сократилось, не хватка средств для хранения товаров на СВХ и подорожание содержания товаров, повлекло за собой также резкое снижение товарооборота.

2.3 Основные проблемы и пути их решения путём совершенствования результатов деятельности подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и таможенное оформление на примере таможенного поста Аэропорт Шереметьева (пассажирский)

Среди основных проблемных вопросов, возникающих в повседневной деятельности таможенного поста, можно выделить следующие.

  • 1. Остро стоит вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование физическими лицами. В соответствии с частью 3 статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации «при отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену». Данная норма закона не получила свое развитие в подзаконных актах. Не определен порядок и правила корректировки таможенной стоимости таких товаров. Также не разработан порядок и сроки доведения и использования ценовой информации о товарах в таможенных постах, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами;
  • 2. В соответствии с частью 3 статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации «при отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену». Данная норма закона не получила свое развитие в подзаконных актах. Не определен порядок и правила корректировки таможенной стоимости таких товаров. Также не разработан порядок и сроки доведения и использования ценовой информации о товарах в таможенных постах, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами;
  • 3. Как уже говорилось ранее одной из проблем является недобросовестность физических лиц, это видно из ситуации, которая твориться на «зелёном канале». Так же не оснащённость данного канала специальными техническими средствами ведёт к такому большому кол-ву правонарушений;
  • 4. Не выработан потенциал по оформлению возможных ГТД;
  • 5. До настоящего времени остаётся нерегламентированным порядок и способы распоряжения товарами, срок временного хранения которых истёк, ввиду отсутствия Порядка, определяемого Правительством РФ;
  • 6. Остро стоит проблемы с профилями рисками СУР - это прежде говорит о не совершенности данного программного обеспечения

Рекомендации для ОТО и ТК с согласно вышеуказанными проблемами буду следующими:

  • 1. В целях упрощения порядка проведения и фиксирования результатов таможенного досмотра багажа и ручной клади пассажиров считаем целесообразным предложить ФТС России разработать специальную форму акта таможенного досмотра товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее - для личного пользования). В такой форме возможно ограничиться несколькими пунктами: место, дата и время начала и окончания досмотра, установочные данные физического лица, декларанта или владельца товара (ФИО, паспортные данные), путь следования, наименование и количество товаров). Вместе с введением новой формы необходимо также упростить саму процедуру таможенного досмотра таких товаров. К примеру, решение о проведении таможенного досмотра может принимать таможенный инспектор с обязательным составлением акта. Это позволит сократить среднее время таможенного досмотра, так как до половины времени уходит на доклад руководству и получение письменного поручения на таможенный досмотр. Данная процедура актуальна при досмотре партии товаров, перемещаемой участником внешнеэкономической деятельности, но совершенно нецелесообразна при проведении таможенного досмотра багажа и ручной клади пассажиров;
  • 2. ОТО и ТК совместить 100% пограничный контроль с выборочным таможенным контролем, основанном на системе управления рисками, удалось бы серьёзно продвинуться в решении проблемы так называемой «челночной» торговли;
  • 3. ФТС разработать нормативно-правовых актов, регламентирующих корректировку таможенной стоимости;
  • 4. Сотрудникам отдела в условиях применения конклюдентной формы декларирования товаров физическими лицами («зелёный» канал) и реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, отслеживать частоту пересечения таможенной границы всеми физическими лицами;
  • 5. Сотрудникам ОТО и ТК ужесточить контроль на «зелёном канале»;
  • 6. ГУТО обеспечить положенную оснащённость «зеленного канала» техническими средствами;
  • 7. Участникам ВЭД наладить схему распоряжения товарами с истекшими сроками хранения, что будет способствовать улучшению имиджа таможенной службы;
  • 8. Усилить контроль за оформлением ГТД
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее