Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Основные выводы и рекомендации

  • 1. Федеральную программу финансовой поддержки МСП сложно назвать программой в том смысле, в котором программы определяются в базовом законе о развитии малого и среднего предпринимательства - Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, в программе отсутствуют связи между основными программными блоками: «постановка проблемы - выбор целей для решения проблемы - разложение цели на систему задач - составление перечня мероприятий для решения задач - выбор системы целевых индикаторов для оценки эффективности мероприятий программы».
  • 2. Проектная карта «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая была принята для обеспечения взаимоувязки между основными блоками федеральной программы финансовой поддержки МСП, так и не смогла решить эту задачу. Так, целевые индикаторы, представленные в проектной карте, во-первых, мало отражают вклад действий, предпринятых в рамках программы, в динамику выбранных индикаторов, во-вторых, иногда представлены нереалистичными целевыми значениями, что подтверждает имеющаяся статистика за 2008-2010 гг. (либо явно завышенными для «громких слов» о планах достижения к определенному периоду впечатляющих результатов, либо заниженными), в-третьих, не всегда могут быть рассчитаны на основе открытых статистических данных, что требует для оценки результатов заявленных в карте мероприятий дополнительной периодической отчетности, которая на сегодняшний день отсутствует.
  • 3. Сложившийся в рамках федеральной программы финансовой поддержки МСП порядок распределения субсидий между региональными бюджетами не представляет собой действенный механизм, способствующий развитию малого и среднего предпринимательства в регионах, и имеет множество существенных недостатков. Основным показателем, определяющим размер субсидии, на который может претендовать регион, является число зарегистрированных на его территории субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные критерии, то есть динамика развития МСП и объем направляемых на поддержку малого бизнеса средств регионального бюджета, определяют не объем субсидии, а то, будет ли субсидия региону предоставлена. Такие критерии отбора не способствуют эффективному распределению средств между региональными бюджетами. При этом в рамках конкурсного отбора не оцениваются ожидаемые результаты проведения мероприятий, указанных в заявке на получение субсидии. Процедура конкурсного отбора практически не учитывает продемонстрированную в предыдущие годы эффективность расходования средств субъектами РФ, в результате чего регионы могут расходовать средства неэффективно и с нарушениями, и это не отразится на объемах предоставленных им субсидий в последующие годы.

Для устранения указанных недостатков предлагается осуществить переход к новому порядку определения объемов субсидий и критериям конкурсного отбора, учитывающим такие показатели, как эффективность расходования средств субъектами РФ, достижение субъектами заявленных целевых показателей, планируемый результат реализации мероприятий, указанных в заявке (ожидаемые значения целевых показателей).

4. Федеральная программа финансовой поддержки МСП нацелена на унификацию инструментов поддержки сектора МСП без учета реальных потребностей и возможностей субъектов РФ, однако целесообразность такой унификации в условиях наличия региональной специфики подвергается сомнению. Более того, существует большая вероятность того, что эффект от увеличения финансовых влияний в сектор МСП и снятия ресурсных ограничений, на которое нацелены основные мероприятия программы, в условиях низкого качества институциональной среды и избыточного административного давления, может быть минимальным. При этом меры поддержки настроены таким образом, что поддержка в большей мере оказывается собственно «поддерживающим» структурам (т.е. организациям, образующим инфраструктуру поддержки), а не самим адресатам программы - субъектам малого и среднего предпринимательства, что увеличивает риски нецелевого расходования средств и коррупционные риски.

В этой связи требуется подвергнуть существенной ревизии перечень мероприятий, на реализацию которых в рамках федеральной программы финансовой поддержки МСП бюджетам субъектов РФ выделяются субсидии из федерального бюджета.

  • 5. Замечания, предъявляемые к качеству проработки федеральной программы финансовой поддержки МСП, имеют отношение и к ведомственным программам поддержки МСП. Так, аналитическая часть большинства ведомственных программ содержательно не связана с программными мероприятиями, которые получились «оторванными» и от анализа проблем и от целей и задач программ. Не всегда указываются конечные результаты реализации программных мероприятий. Заявленные мероприятия не всегда связаны с достижением цели программы. Кроме того, в отдельных программах не представлена система оценки результатов выполнения заявленных мероприятий.
  • 6. Меры, реализуемые в рамках федеральной программы поддержки МСП и иных ведомственных программ поддержки МСП, не скоординированы друг с другом. Отдельные меры по координации, включенные в специально разработанные методические рекомендации по координации программ, носят инструментальный характер и не влияют на достижение целей поддержки малого и среднего предпринимательства. Как следствие, возникает дублирование мероприятий, искажение условий конкуренции.
  • 7. Одним из системных недостатков программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, выступает неэффективная система мониторинга. Информация о результатах реализации программ является отрывистой и по большинству субъектов РФ не доступной. Необходимо усовершенствовать систему мониторинга за результатами реализации федеральных программ на основе уточнения форм отчетности и перечня показателей, своевременной актуализации информации о результатах, широкого освещения достигнутых результатов.

Отдельной составляющей системы мониторинга должна стать регулярная подготовка ежегодных докладов о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию.

  • 8. Решением проблем, обусловленных недостатками содержания и уровня проработки федеральной программы финансовой поддержки МСП и ведомственных программ поддержки МСП, может стать разработка и утверждение единого документа - Государственной программы развития малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу. Разработку такой программы целесообразно осуществлять с учетом следующих моментов:
    • – документ должен быть четко ориентирован на решение определенных проблем, уже из решения которых вытекают увеличение доли МСП в численности населения, в обороте и т.д.;
    • – в документе четко должны быть выдержана логическая последовательность «проблемы - цели - задачи - мероприятия»;
    • – система целевых индикаторов должна быть составлена с учетом статистики «точки отсчета» (исходного года) и отражать вклад конкретных действий в динамику выбранных показателей.

Единая государственная программа развития МСП могла бы снять дублирование мероприятий, содержащихся в ведомственных программах, а также решить проблему координации между реализуемыми мероприятиями.

При этом считаем целесообразным сконцентрировать основные мероприятия такой программы не на вливании финансовых ресурсов в сектор МСП и перераспределении финансирования, а на повышении качества регулирования сектора МСП и широком использовании механизмов оценки регулирующего воздействия.

9. Информационное освещение программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, в настоящее время осуществляется непоследовательно и несистематично, вследствие чего основные потребители такой информации - субъекты МСП - сталкиваются с необходимостью поиска необходимой информации в различных источниках, сталкиваясь с излишними затратами времени на поиск такой информации и риском ее неактуальности и ошибочности. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства как основной источник информирования субъектов МСП не обеспечивает достаточного уровня информированности, что влечет за собой отсутствие заинтересованности субъектов МСП в его существовании.

Для исправления сложившейся ситуации представляется необходимым заложить в единой государственной программе раздел по информационной поддержке программы, исходя из целесообразности и необходимости информации для потребителей: предусмотреть принципы, инструменты и механизмы информационного обеспечения, необходимость работы со СМИ и т.д.

  • 10. В целом создание Федерального портала малого и среднего предпринимательства представляется верной идеей, однако ее полезность вследствие недостаточно эффективной работы Портала практически сведена на нет. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию и превратить Портал в действенный инструмент информационной поддержки МСП, представляется необходимым выполнить следующий комплекс работ:
    • - обеспечить оперативное обновление нормативных правовых актов, представленных на Портале;
    • - обеспечить качество данных о развитии сектора МСП, представленных на Портале (их достоверность, актуальность и непротиворечивость);
    • - создать на Портале раздел, в котором посетители могли бы оперативно обмениваться информацией, мнениями друг с другом.
  • 11. Наконец, самое главное, - необходимо обеспечить публичное обсуждение любых инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с участием в таком обсуждении экспертного сообщества, бизнес-ассоциаций и непосредственно самих предпринимателей.

Совершенно очевидно, что устранение указанных недостатков и решение соответствующих задач невозможно в обстановке классического конфликта интересов, при котором широкая предпринимательская общественность и экспертное сообщество практически отстранены от всех этапов выработки, реализации и оценивания результатов государственной политики в отношении МСП.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее