Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Система мониторинга программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Для анализа действующей системы мониторинга программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, целесообразно обратиться к двум основополагающим документам, регламентирующим особенности реализации этих программ, -Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В соответствии со статьей 9 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относится, помимо прочего, ежегодная подготовка и опубликование в средствах массовой информации доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, включающего в себя:

  • - отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства;
  • - оценку эффективности применения мер по его развитию;

Анализ информации, размещенной в открытом доступе и в СМИ, позволяет сделать вывод, что подобные доклады в настоящий момент не готовятся. С момента вступления в силу закона был подготовлен лишь один доклад «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году», причем сам доклад был опубликован (размещен на официальном сайте Минэкономразвития России) только в январе 2010 года. Если другие аналогичные доклады и готовились, то широкой общественности они не представлялись. Таким образом, можно заключить, что соответствующая норма федерального закона в настоящее время не исполняется.

Интерес для анализа также представляет порядок мониторинга мер поддержки малого и среднего предпринимательства, сложившийся в рамках реализации федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Можно констатировать, что открытая система мониторинга результатов реализации данной программы также не сформирована. В соответствии с Постановлением № 178 функция мониторинга сводится к предоставлению отчетности об исполнении обязательств и достигнутых значениях показателей эффективности использования субсидий со стороны администраций субъектов РФ. Кроме того, предусмотрено, что Минэкономразвития России устанавливает порядок оценки эффективности использования субсидий в отчетном финансовом году. При этом указано, что эффективность использования субсидий должна оцениваться до 1 марта текущего финансового года на основании представленных до 1 февраля текущего финансового года отчетов. Вместе с тем среди основных функций оператора программы - Минэкономразвития России - функции по непосредственной оценке эффективности программы, а также по приданию такой оценки гласности прямо не предусмотрены Подробнее см. п. 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178..

Согласно пресс-релизу об исполнении поручения Президента РФ по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 1 марта 2011 года «Правительством России создана система мониторинга эффективности реализации программы и мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, разработаны специальные формы для мониторинга и информационные классификаторы, предназначенные для сбора сведений по различным направлениям поддержки малого и среднего бизнеса на уровне субъектов Российской Федерации» Об исполнении поручения Президента о создании системы мониторинга эффективности программы содействия самозанятости безработных граждан. - Режим доступа: http://kremlin.ru/assignments/12293 (1.03.2012).. Отметим, что элементы созданной системы были интегрированы в Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (для чего на Портале создан специальный раздел «Отчеты»), однако информация о результатах реализации является отрывочной и по большинству субъектов РФ не доступна, а поля, предусмотренные отчетными формами, не заполнены.

Более того, используемые для отчетности показатели носят формальный и неинформативный характер (например, количество субъектов МСП, которым была оказана поддержка; сумма средств, выделенных на мероприятие; количество выданных грантов; количество предоставленных консультаций и т.п.), легко подвергаются искусственному воздействию и не отражают уровень доступности мер поддержки для предпринимателей, влияние мер на функционирование бизнеса.

В четвертом квартале 2011 года Минэкономразвития России предприняло попытку сбора информации о результатах реализации федеральной программы. 30 сентября 2011 года прошло заседание Рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Итогом заседания стало одобрение «общих форм эффективности реализации программ», рекомендация обеспечить «заполнение общих форм мониторинга» и решение направить в администрации субъектов РФ форму «анкеты получателя поддержки», включив ее впоследствии в нормативно правовые акты, «регламентирующие получение поддержки» Протокол заседания Рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства от 30 сентября 2011 года № 61-ЭН.. Фактически речь шла о том, чтобы оценка эффективности проводилась теми субъектами, чья эффективность в итоге и оценивалась (классическая ситуация конфликта интересов).

При этом возникла высокая вероятность деформации стимулов и мотивации как со стороны субъектов оценивания, так и со стороны объектов оценивания. Так, с одной стороны, региональные администрации при используемом подходе к оценке будут заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать «красивые результаты», что будет позволять им получать средства в рамках программы в дальнейшем. Исходя из процедур «исследования», администрация субъекта РФ сама должна отобрать респондентов, сама их опросить и сама ввести данные в «автоматизированную систему управления государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (АИС)». Более того, на свое усмотрение она должна решить, какие анкеты вводить, а какие нет (по этому поводу есть только одно требование - собрать информацию о 10% предпринимателей от всех предпринимателей, получивших поддержку). Можно предположить, что в отсутствие независимого контроля вряд ли найдется хоть одна региональная администрация, которая решит включить в предложенные формы отчетности информацию, негативно характеризующую ее деятельность.

С другой стороны, как было доказано зарубежной практикой проведения оценки эффективности программ поддержки МСП, попросить предпринимателя оценить, как предоставление финансовой поддержки или льготной консалтинговой услуги, полученной 2-3 года назад, повлияли на прибыльность фирмы в последующий период, - значит подтолкнуть его к «угадыванию правильного ответа» Подробнее см. работы британского эксперта в области политики содействия предпринимательству и лауреата Всемирной премии за исследования в области предпринимательства Дэвида Стори, например Storey D.J. Evaluating the Impact of Public Policies to Support Small Businesses In Developed Economies. - Working Paper No. 59. September 1998.. Практически любой предприниматель, получивший государственную поддержку, с высокой вероятностью предпочтет положительно оценить результаты ее «воздействия», понимая, что его мнение может повлиять на получение новых форм поддержки или по крайней мере не создаст каких-то неожиданных проблем.

Наконец, избранный Минэкономразвития России подход к оцениванию не предполагает никакого независимого контроля и верификации собранной в «поле» информации. Можно не сомневаться, что на основе полученной информации будут сделаны выводы о высокой эффективности действующей программы и высокой востребованности мер поддержки среди предпринимателей.

В заключение можно сделать вывод о том, что отсутствие системы мониторинга федеральных программ поддержки малого и среднего предпринимательства создает стимулы для злоупотреблений и ограничивает возможности по совершенствованию таких программ.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее