Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Анализ основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства

В соответствии с Постановлением № 178 субсидии из федерального бюджета выделяются субъектам РФ на реализацию следующих мероприятий:

  • 1) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  • 2) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • 3) развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  • 5) реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
  • 6) ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ежегодно Минэкономразвития России определяет порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, в рамках которого указанный в Постановлении № 178 перечень мероприятий, которые могут быть поддержаны из федерального бюджета, детализируется. Так, Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2011 г.

№ 277 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» был определен следующий перечень иных мероприятий, поддерживаемых в 2011 году:

  • 1) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
  • 2) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции;
  • 3) содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
  • 5) содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • 6) содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в проектах по локализации промышленного производства;
  • 7) создание промышленных (индустриальных) парков;
  • 8) создание технопарков;
  • 9) поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 10) содействие развитию микрофинансирования;
  • 11) создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (фондов поручительств);
  • 12) создание фондов содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • 13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • 14) создание и обеспечение деятельности региональных представительств Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра;
  • 15) реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований;
  • 16) поддержка бизнес-инкубаторов в части развития процессов бизнес-инкубирования
  • 17) реализация массовых программ обучения и повышения квалификации;
  • 18) формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства;
  • 19) содействие развитию молодежного предпринимательства.

Анализ указанных направлений позволяет сделать следующие выводы.

  • 1) Программа нацелена на унификацию инструментов поддержки сектора МСП без учета реальных потребностей (обусловленных в частности уже достигнутым уровнем развития сектора в регионе) и возможностей субъектов РФ. Как заявляется руководством профильного департамента, в каждом регионе должен действовать полный набор таких инструментов В рамках Национального конгресса обсудили перспективы развития МСБ. - Режим доступа: http://cci.ru/main/newsamshow.asp?id=19901 (28.02.2012).. Мероприятия по внедрению таких инструментов как раз и поддерживаются в рамках реализации федеральной программы финансовой поддержки МСП. Однако возникает вопрос, нужен ли полный набор данных инструментов во всех регионах, у каждого из которых есть своя специфика? Уже не один раз высказывалось мнение о неэффективности в регионах программы грантов для начинающих и дороговизны затрат на администрирование и контроль их целевого использования. Другой пример - реализация мероприятия «Обеспечение деятельности Российского Евро Инфо Корреспондентского центра и его региональных представительств». Однако, никто еще не измерял эффективность деятельности таких центров в различных регионах. Кроме того, как поясняют представители регионов, результат от включения в такие базы может быть только в европейской части России. Что касается восточной части страны, здесь целесообразно создавать центры, ориентированные на рынки азиатских стран.
  • 2) Программа в большей степени ориентирована на снятие ресурсных ограничений, в частности на решение проблем, связанных с доступом малых предприятий к финансовым, имущественным, кадровым и другим ресурсам. Однако, как показывают данные опросов самих предпринимателей и экспертов, основные потребности предприятий в настоящий момент связаны в большей степени с преодолением административных барьеров. До тех пор, пока не будет решена задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного административного давления, эффект от финансовых вливаний в сектор малого и среднего предпринимательства может быть минимальным. Этот тезис подтверждается результатами исследования «Малый бизнес и государственная поддержка сектора» Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010., в рамках которого был сделан вывод об отсутствии значимой связи между объемами финансовой помощи сектору МСП и динамикой развития сектора.
  • 3) Меры поддержки настроены таким образом, что поддержка в большей мере оказывается собственно «поддерживающим» структурам (т.е. организациям, образующим инфраструктуру поддержки), а не самим адресатам программы - субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно такие организации получают финансовые ресурсы на бесплатной и безвозвратной основе без сопутствующего требования по привлечению внебюджетных средств. Как следствие, возникают предпосылки для нецелевого использования получаемых средств, а также для оппортунистического поведения («рисования» бодрых отчетов и т.д. - или же, наоборот, для преувеличения проблем с целью получить дополнительные ресурсы из федерального бюджета).
  • 4) В перечне поддерживаемых мероприятий имеются значительные пересечения и дублирование с программами, реализуемыми другими ведомствами и государственными организациями. Так, технопарки в России одновременно создавались в рамках реализации Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Мероприятия по поддержке инновационных компаний, разрабатывающих инновационную продукцию, по сути, аналогичны программам, реализуемым Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Мероприятия по поддержке начинающих предпринимателей в форме грантов одновременно реализуются Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее