Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Сопоставление целей и реальных результатов реализации программы

Попытка по обеспечению взаимоувязки целей, задач, мероприятий и индикаторов федеральной программы финансовой поддержки МСП была предпринята в другом документе - Проектной карте «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее также - проектная карта), которая была разработана в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утвержденных Распоряжением от 17 ноября 2008 года №1663-р. С точки зрения внутренней логики этот документ является наиболее завершенным обоснованием федеральной программы финансовой поддержки МСП. Проектная карта указывает список планируемых мероприятий и значений целевых индикаторов, по которым предлагается оценивать эффективность действия программы.

Тем не менее возможность оценки результатов значительно сужается из-за наличия иных документов, выпущенных по инициативе Минэкономразвития России, и включающих в себя иные подходы к формулировкам целей, задач и ожидаемых результатов от реализации мероприятий по развитию МСП: прогноза социально-экономического развития РФ (последняя версия которого ориентируется на 2012-2014 гг.) и доклада «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году» (далее также - доклад или доклад о состоянии МСП) Доклад «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году». - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/doc300000002_1 (28.02.2012).. Отметим, что один из них - доклад о состоянии МСП - является не нормативным актом, а документом информативного характера. Однако и в нём приведены собственные цели, задачи по развитию МСП и соответствующие значения целевых индикаторов, которые, согласно тексту доклада, вытекают из Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

Несоответствие значений индикаторов, представленных в различных официальных документах, друг другу (и особенно реальной ситуации в секторе МСП), во-первых, затрудняет интерпретацию и оценку результатов, а, во-вторых, ставит под сомнение вопрос об обоснованности намеченных показателей, учитывая, как легко и быстро меняются их планируемые значения. Проследить это можно на примере целевых индикаторов, приведенных в проектной карте для оценки выполнения предложенных целей: увеличения доли малого и среднего предпринимательства в экономике и формирования инновационно-производственной структуры МСП. Сравнение значений данных индикаторов с подобными индикаторами, указанными в других документах программы, приведено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Целевые индикаторы проектной карты, а также их целевые значения согласно различным документам, характеризующим федеральную программу финансовой поддержки МСП

Наименование

индикатора

Источник

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Цель 1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, %

Проектная

карта Хотя в текстах указанных документов методика расчета соответствующего показателя не детализируется, судя по целевым значениям, индикатор проектной карты не учитывает индивидуальных предпринимателей, в то время как аналогичный индикатор социально-экономического прогноза подразумевает, что индивидуальные предприниматели учитываются при расчете.

13

14

15

16

18

Прогноз

25

25,5

26

26,5

Доклад о

состоянии МСП

32,3

Оценка По данным Росстата и Прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Индивидуальные предприниматели в расчет не включены.

16,7

16,2

17,0

Доля выпуска продукции малых и средних предприятий, % от ВВП

Проектная

карта

21

22,5

24

25,5

29

Прогноз

21,2

21,5

21,8

22,1

Доклад о состоянии МСП

50

Оценка Выступление президента Опоры России Сергея Борисова на IV Российско-Германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства (2011). - Режим доступа: http://smb.gov.ru/content/news/federal/general/m,f,423758/ (28.02.2012).

н/д

н/д

21,0

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации, ед.

Проектная

карта

9,6

9,7

9,8

9,9

10,2

Прогноз

11,3

12,3

13,3

14,3

Оценка По данным Росстата.

9,59

11,40

11,53

Цель 2. Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства

Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), %

Проектная

карта

28

30

32

34

40

Оценка По данным Росстата.

25,9

23,3

28,1

Количество малых и средних предприятий, поддержанных за счет средств венчурного фонда с региональным участием, ед.

Проектная

карта

20

58

138

152

165

Оценка Российский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия». - Режим доступа: http://www.allventure.ru/lib/8/#replies_page1(28.02.2012).

н/д

н/д

60

Так, увеличение доли МСП в экономике согласно проектной карте планировалось исчислять по трём индикаторам: (1) количеству малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек; (2) среднесписочной численности работников и (3) выпуску продукции малых и средних предприятий (последние два индикатора - в качестве долей).

Целевой индикатор доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения не имеет однозначного статистического содержания. Дело в том, что уже в 2008 году значение подобного индикатора, рассчитанное по данным Росстата (без учета индивидуальных предпринимателей), составляло 16,7%, что фактически превосходило целевое значение и снижало планку по целевому повышению данного индикатора к 2012 году с 5% до 1,3%. Таким образом, формально по результатам 2010 года реализация соответствующей цели, казалось бы, идет с опережением графика, предусмотренного проектной картой, однако фактически за два года значение индикатора увеличилось лишь на 0,3%, что ставит под сомнение способность достичь заявленного к 2012 году уровня в 18%, особенно учитывая снижающееся количество экономически активного населения.

Индикатор среднесписочной численности работников с аналогичным названием присутствует и в тексте Прогноза социально-экономического развития на 2012 год и плановый период 2013-2014 гг., однако при его расчете, видимо, учитываются и индивидуальные предприниматели. Рассчитанное таким образом значение индикатора в 2010 году составило 23,7%. Прогноз предусматривает его повышение до 25% по результатам 2011 года и на 0,5% ежегодно в последующие 3 года.

Резкое повышение (по сравнению с проектной картой) целевых значений индикаторов присутствует в планах, заявленных в докладе о состоянии МСП, в котором предложенные цифры, согласно тексту доклада, приведены «в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, к 2020 году» (отметим, что в самой концепции никаких целевых индикаторов, освещающих прогноз развития малого и среднего предпринимательства, не приводится). Доклад утверждает возможность достижения к 2020 году доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса уровня «60% населения Российской Федерации и 30% от числа занятого населения» (т.е. предполагается, что численность занятого населения больше численности всего населения).

Следующий целевой индикатор - доля выпуска продукции малых и средних предприятий в ВВП - в социально-экономическом прогнозе на 2012-2014 гг. - принимает, наоборот, более мягкий характер, нежели в проектной карте, что, видимо, связано с тем, что индикаторы проектной карты рассчитывались тремя годами ранее, в условиях отсутствия статистики подобного индикатора по малым и средним предприятиям вместе взятым Федеральный закон рот 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», впервые законодательно определивший понятие «субъекта среднего предпринимательства», вступил в силу только с 1 января 2008 г. Также закон уравнял по отраслям критерий численности сотрудников для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства. Соответственно, изменения повлияли на показатели МСП в системе статистического учета в сторону их увеличения. . Даже после выделения понятия «среднее предприятие» Росстат приводил расчеты лишь показателя доли выпуска малых предприятий в ВВП: в 2008 году эта доля составила 15,5%, в 2009-м сократилась до 12,4%. Долю выпуска и малых, и средних предприятий в ВВП чаще всего оценивают в 20-27%. По оценкам Опоры России, за 2010 год эта доля составляла 21% Выступление президента Опоры России Сергея Борисова на IV Российско-Германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства (2011). - Режим доступа: http://smb.gov.ru/content/news/federal/general/m,f,423758/ (28.02.2012).. На похожее значение ориентировалось, видимо, и Минэкономразвития России при корректировке целевых значений на 2012-2014 годы в социально-экономическом прогнозе (вместо 29% в 2012 году - 22,1% в 2014 году). Тем не менее однозначной оценки состава показателя нет, и потому под вопросом остаются выбираемые при прогнозах числовые значения.

Но, даже если не уточнять методику расчета, весьма амбициозным представляется долгосрочное целевое значение индикатора, заявленное в докладе о состоянии МСП: доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП к 2020 году должна составить 50% (доля малого бизнеса - 30%). При этом доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства должна вырасти до 80% (доля малого и среднего бизнеса - 90%).

Последний индикатор первой цели - количество малых и средних предприятий в расчете на тысячу человек населения - является более реалистичным в плане достижения целевых значений, чем предыдущие: во-первых, соотносится со статистикой 2008 года, во-вторых, имеет однозначную текущую оценку индикатора. Изначально в рамках проектной карты предполагалось достичь значения 10,2 (предприятий на 1 тысячу человек) к 2012 году, однако в 2009 году показатель уже составил 11,4, в связи с чем, видимо, в социально-экономическом прогнозе Минэкономразвития России подняло планку целевого тренда на ближайшие годы (увеличение на 1 ед./год до 14,3 в 2014 году).

Доклад о состоянии МСП также включает задачу увеличения количества субъектов МСП. Так, для обеспечения модернизационно-инновационного рывка в 2012-2015 гг. общее число субъектов МСП должно составлять не менее 4,5-5 млн, а к 2020 году их количество должно достичь 6 млн.

Однако главное критическое замечание в отношении приведенных в проектной карте индикаторов - ровно то же, какое выдвигалось и в отношении признанных неэффективными программ 1990-х годов. А именно то обстоятельство, что даже достижение целевых значений индикаторов может быть связано не столько с результатом конкретных действий ведомства, сколько с влиянием макроэкономических и макрополитических процессов более общего характера, а потому такое целеполагание давно отвергнуто в зарубежной литературе по политике в области содействия предпринимательству Подробнее см. работы британского эксперта в области политики содействия предпринимательству и лауреата Всемирной премии за исследования в области предпринимательства Дэвида Стори, например Storey D.J. Evaluating the Impact of Public Policies to Support Small Businesses In Developed Economies. - Working Paper No. 59. September 1998.. Помимо прочего, выдвижение такого рода индикаторов на роль показателей эффективности программы создает возможность для манипулирования: при достижении целевых значений этот факт можно отнести на счет успешности действий Минэкономразвития России, а при недостижении реальных значений плановым «обстоятельства непреодолимой силы» (рецессия, инфляция и т.п.) могут уже использоваться в качестве оправдания.

Вторая основная цель программы - формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства - также предлагает ориентироваться на то, что и заявлено в её названии: изменение структуры МСП по видам экономической деятельности в сторону неторговой сферы (промышленность, наука, строительство, ЖКХ) и повышение уровня инновационности сектора МСП. При этом уровень инновационности сектора предлагается измерять в количестве малых и средних предприятий, поддержанных за счет средств венчурного фонда с региональным участием. Необходимо отметить, что подобный показатель скорее относится к показателям, которые устанавливаются при определении задач, а не целей: иначе говоря, он ориентирован на «то, что нужно сделать». Опять-таки, в зарубежной литературе наиболее надежным индикатором инновационности является доля МСП, в составе выпуска которых значимую часть составляет продукция, являющаяся новой для большинства клиентов фирмы.

Факт привлечения инвестиций венчурного фонда в предприятия МСП мало может сказать об уровне инновационности сферы в целом - по крайней мере, потому, что дальнейшая судьба этих предприятий в данных индикаторах уже не отражается. Кроме того, в широком доступе отсутствует и статистика данного показателя. Всероссийский информационно-аналитический портал в обзоре рынка прямых и венчурных инвестиций в Россию за 2010 год Российский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия». - Режим доступа: http://www.allventure.ru/lib/8/#replies_page1(28.02.2012). приводит данные о том, что в 2010 году поддержку венчурных фондов, созданных при участии региональных венчурных фондов и Российской венчурной компании, получили в общей сумме около 60 компаний (20 из них получили поддержку региональных венчурных фондов), в то время как согласно проектной карте в 2010 году подобные инвестиции должны были получить уже 138 компаний.

В докладе о состоянии МСП также обосновывается необходимость инновационно-модернизационного рывка за счет инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, на которую ориентируется доклад, доля подобных предприятий должна составлять 15-20% от общего количества субъектов МСП.

С целевым индикатором доли оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство) аналогичная ситуация: реальная статистика пока не поспевает за указанными в проектной карте ориентирами. В 2009 году доля оборота МСП, занятых в неторговой сфере, должна была составить 30% (в реальности получилось около 23% По данным Росстата.), в 2010 году - 32% (реальный показатель составил около 28%).

Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов не включает подобных целевых индикаторов, однако похожие требования к развитию инновационно-производственной структуры сферы МСП имеются в докладе о состоянии МСП. В частности, в нем утверждается, что к 2020 году должны произойти:

  • · рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке - до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);
  • · сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом), без сокращения их общей численности;
  • · рост числа компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности - в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Учитывая, что в 2007 году было около 40 тыс. малых и средних предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке, к 2020 году исходя из такого прогноза их число должно составить около 480 тыс., а, поскольку их доля в числе всех предприятий, согласно тому же требованию, должна составить 50%, постольку общее количество субъектов МСП должно в 2020 году достичь 960 тыс., т.е. даже меньше уровня 2010 года (4,5 млн. субъектов МСП По данным Росстата.). Включение в единый прогноз остальных двух требований делает задачу невыполнимой в принципе, а целевые индикаторы, указанные в докладе, - недостижимыми.

Различие целевых значений индикаторов, представленных в различных документах, отмечается и в перечне задач, с помощью которых предусматривается реализация представленных целей. Так, количество бизнес-инкубаторов, согласно карте, должно было повыситься к 2010 году до 105 (фактически их число составило 93), к 2012 году - до 160. Доклад о состоянии МСП же указывает конечную цель этого тренда - довести число бизнес-инкубаторов к 2020 году до 500 единиц.

В рамках задачи обеспечения доступа субъектов МСП к объектам недвижимости рассматривается целевой индикатор количества предприятий, воспользовавшихся правом приоритетного выкупа арендованного имущества. Согласно проектной карте, их число в 2010 году должно было составлять 8000, согласно социально-экономическому прогнозу в следующем, 2011 году, - уже 30000 с последующим ростом к 2013 году до 45000.

Также резким повышением значения характеризуется и индикатор доли налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения (на основе патента): проектная карта предполагала достичь к 2012 году 5%, социально-экономический прогноз ставит уже планку в 12%, а к 2014 году - в 18%.

При этом отчитываться по достижению показателей (при том, что большинство из них отсутствует в публикуемых статистических сводках Росстата или публичной статистике ведомств, а часть показателей являются опросными) или проведенным мероприятиям, указанным в проектной карте, пока никто не пытается, что оставляет проектную карту на данном этапе просто списком заявленных целей.

В заключение опять подчеркнем: дело даже не в том, что в отдельных документах, принятых в разное время без учета уже публично заявленных иных целей, не сходятся цифры. Самый большой недостаток такого подхода - отсутствие приростных индикаторов, очищенных от влияния массы привходящих более общих причин, что делает их использование в качестве критериев эффективности программ поддержки МСП заведомо неприемлемым.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее