Проведение эмпирического исследования по изучению влияния интересов учащихся старших классов на результаты обучения методом анкетирования

Анкетирование как один из методов психологических исследований

В последнее время, как в педагогике, так и в психологии, стали широко применяться разнообразные опросные методики: анкеты, интервью, личностные опросники различного типа. Для сбора необходимой в данном исследовании информации был выбран метод анкетирования.

Согласно классификации Б.Г. Ананьева анкетирование относится к эмпирическим методам исследования и является вербально-коммуникативным способом получения необходимой для исследователя информации.

«Анкетирование - метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет» (Волков, 2005, с.77)

Анкетирование обладает двумя неоспоримыми достоинствами:

  • 1) охват большого количества респондентов
  • 2) возможность выявления каких-либо массовых явлений за короткое время

Но, в то же время, имеет недостатки:

  • - стандартный характер вопросов
  • - невозможность варьирования вопросов и ответов

В свою очередь анкета, это объединённая одним исследовательским замыслом система вопросов, которая направлена на выявление количественно-качественных характеристик изучаемого предмета. По форме анкеты похожи на личностные опросники, но в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. Безусловно, на основании данных полученных методом анкетирования нельзя ставить психологический диагноз.

Для изучения интересов школьников и их влияния на результаты обучения такой метод психологических исследований как анкетирование подходит лучше других, так как необходимо за короткий промежуток времени собрать большое количество информации.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >