Теоретический анализ представлений о познавательных интересах школьников

Понятие познавательного интереса в исследованиях отечественных психологов и педагогов

психолог педагог познавательный анкета эмпирический

Согласно данным, опубликованным в Российской педагогической энциклопедии [18], слово интерес происходит от латинского interest, то есть «важное», «имеющее значение» и обозначает стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом интерес носит избирательный характер и выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, а так же служит важным условием творческого отношения к деятельности, о чем упоминается в работе А.П. Алфёрова[1]. При наличии определённого познавательного интереса знания усваиваются основательно, прочно. Соответственно, при отсутствии учебный материал может усваиваться с трудом и, зачастую, формально.

С точки зрения психологии, как утверждает Е.А. Климов[10], интерес это комплекс активных познавательных побуждений человека, направленных на некоторую область явлений, предметов, процессов.

«Интерес - мотивационное состояние субъекта, побуждающее его к активной познавательной, креативной, созидательной деятельности» (Власова, [5], с.49)

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [18].

Российская педагогическая энциклопедия [18] перечисляет некоторые характеристики интересов:

  • - Содержание - подразумевает объект, на который направлен интерес. Также, по содержанию интерес оценивается с точки зрения его общественной, значимости
  • - Широта - под широтой понимается разносторонность интересов, что непосредственно влияет на всестороннее развитие личности. Оценка широты или узости интереса, в конечном счёте, определяется его содержательностью и значимостью для личности
  • - Устойчивость - устойчивые интересы, закрепляясь, становятся особенностями личности, а неустойчивые носят характер кратковременного меняющегося явления
  • - Сила - степень настойчивости человека в познании определенной области, способность к преодолению трудностей говорят об определённой силе интереса
  • - Действенность - действенным называют интерес, который оказывает глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждает к систематическим и целеустремленным действиям в определённом направлении, а так же активным и инициативным поискам источников удовлетворения интереса.

Еще одной особенностью интереса, по мнению Климова[10], является избирательная познавательная направленность нашего сознания, так как человек выбирает из необозримого множества впечатлений именно те, которые могут быть связаны с интересующей его областью явлений.

Различают также прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредованные интересы: первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на которые они направлены, а вторые - тем значением, которое объект интереса имеет для познания другого объекта или для выполнения другой интересующей человека деятельности.

В педагогической психологии выделяют три уровня интереса к содержанию и процессу обучения.

К содержанию:

  • 1) интерес - занимательность
  • 2) интерес к фактам, правилам
  • 3) интерес к сути явлений, их происхождению

К процессу:

  • 1) исполнительский - решать задачи стандартного содержания, например, по математике
  • 2) поисково-исполнительский - решать задачи нестандартного содержания, находить несколько вариантов решения этих задач
  • 3) творческий - выводить правила, находить закономерности

Организуя процесс обучения необходимо стремиться стимулировать все три уровня интересов у школьников.

Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. «Он выступает как бы связующим звеном в решении триединой задачи: обучения, умственного развития и воспитания» (Алфёров, 2000, с.256). Именно благодаря ему знания и их приобретение становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором всестороннего развития личности, превращения получаемых знаний в глубоко личный духовный багаж человека.

Столяренко Л.Д. в своих работах [24,25] относит познавательные интересы к внутренним мотивам обучения и пишет, что их развитие проходит три основных этапа:

  • - ситуативный познавательный интерес - возникновение интереса зависит от условий новизны, неопределенности и т. п.
  • - устойчивый интерес - возникновение интереса зависит от заинтересованности в определенном предметном содержании какой-либо деятельности
  • - включение интереса в общую направленность личности - интересы включены в систему жизненных целей и планов личности

Первые элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при их созерцании или при манипулировании ими.

Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, а также овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие интересов ребёнка сначала в элементарных, затем во всё более усложняющихся формах. Примером может служить тот факт, что с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3--5 лет некоторые психологи - Столяренко Л.Д. [24,25], Климов Е.А.[10] - так и называют: «возраст почемучки»).

В развитии познавательных интересов у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит книгам, радио, телевидению, общению с взрослыми. А примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать интерес к игре. Но с поступлением в школу интерес ребёнка постепенно переключаются с игровой деятельности на учебную (хотя в исключительных случаях это может произойти и в дошкольный период).

Первоначально, познавательный интерес возникает ко всем видам учебной работы и в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем школьном возрасте интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к её содержанию, к творческой стороне работы. В средней школьном возрасте углубляются собственно познавательные интересы. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним учебным предметам и проявлять безразличие к другим. Но познавательный интерес может и выходить за пределы школьной программы: для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен интерес к технике, связанный с конструированием и моделированием, спорту, кино, музыке. По мнению Е.А. Климова[10,с.173], особенность интереса как познавательного мотива состоит в том, что в нем обнаруживается бескорыстная умственная инициативность человека: он стремится все больше и точнее узнать о чем-то не потому, что это "задали" или что это "выгодно", а "просто так", "тянет разобраться". Из-за расширения кругозора растёт интерес к общественно-политическим знаниям. «Старшие школьники нередко начинают глубоко и систематично интересоваться определёнными областями научных знаний. При этом человек может выходить далеко за пределы "заданного", ставит сам себе все новые вопросы, задачи и ищет ответы, может затрачивать на казалось бы, бесполезное "ломанье головы" по решению познавательных задач все свободное время.» (Климов, 2000, с.173)

Следует отметить, что познавательные интересы необходимо отличать от любопытства и любознательности. «Любознательность это свойственное человеку активное познавательное отношение ко всему окружающему и не направленное на определенную, избирательно выделяемую область явлений. Это отношение может быть сознаваемым и сопровождаться преднамеренными действиями по удовлетворению потребности в новом знании» (Климов, 2000, с.173).

Любознательность является ценной интеллектуальной чертой человека, вносящей свой существенный вклад и в развитие интересов как познавательных мотивов, направленных на что-то определенно удерживаемое в сознании, и в формирование общего жизненного кругозора, общей культуры человека. Другими словами любознательность является одним из факторов развития познавательного интереса. Для достижения максимального результата в процессе обучения проявления любознательности важно поощрять, создавать условия для ее развития (создавая условия для встреч подрастающего человека с новыми явлениями, процессами, для обретения им разнообразных впечатлений).

Но, в то же время, при наличии у человека развитого познавательно интереса может проявляться негативное влияние оного на интеллектуальную деятельность. Человек со сложившимся и глубоко захватывающим его интересом к какой-то специальной области явлений может, рассчитывая свои силы и намереваясь сделать что-то значительное, сознательно ограничивать проявления любознательности и отстраняться от многих явлений, не относящихся к интересующей его области.

Любопытство это тоже проявление познавательной активности человека, представляющее собой непреднамеренные реакции на новизну. Оно вносит свой вклад в развитие, как любознательности, так и интересов. «Важно лишь, чтобы подрастающий человек не был просто "реагирующим аппаратом" на новизну, а осознавал свои познавательные побуждения, обнаруживал их в формах, ожидаемых и уместных в данном сообществе людей, в данной ситуации межличностного общения, в избранной деятельности. Когда народная мудрость говорит "Любопытной Варваре нос оторвали", то здесь имеются в виду неуместные, бесконтрольные или бестактные проявления познавательных побуждений» (Климов, 2000, с.174).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >