Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow А. Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Стиль жизни, как компенсация комплекса неполноценности

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неизвестности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели - в основном для защиты против чувства бессилия. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротическими преувеличениями, если чувство неполноценности слишком сильно.

Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет агрессивные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и др.. Эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, они приняты индивидуумом как грани целевой его ориентации.

В зависимости от того есть ли у человека данный комплекс либо нет, человек вырабатывает определенный жизненный стиль, при котором ему наиболее удобно сосуществовать с другими людьми.

Согласно Адлеру, «люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни ,в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей ,ориентированных на превосходство или совершенство». Адлер.А, Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. С 503.Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Это соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень , который держит всю конструкцию стиля жизни ,определяет ее содержание и направление.

Если чувства общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.

Препятствия росту индивидуума:

  • - органическая неполноценность;
  • - избалованность;
  • - отверженность.

Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе. Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и успешно соревнуются с другими детьми.

Но те дети, которые преодолевают свои трудности, могут “сверхкомпенсировать” первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени.

Избалованные (“испорченные” дети) имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Нехватка уверенности в своих силах, социальный интерес у них, обычно, очень слаб.

Отверженный ( неполноценный) ребенок, никогда не знал любви и кооперации в доме. Дети такие не уверены в своей способности быть полезными и получать уважение и любовь окружающих. У них развивается жестокость характера, зависть и враждебность.

Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству. Накопление успеха, престижа становится более важным, чем конкретное достижение.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее