Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Агрессия у подростков 12–15 лет

Факторы, влияющие на подростковую агрессию

К факторам, влияющим на подростковую агрессию можно отнести ухудшение социальных условий жизни детей. Это не касается материального состояния семей. Это касается изоляции ребёнка от мира взрослых и других детей за пределами школы. Из жизни детей всё больше исчезают дворы с их играми и непринуждённым общением. Во дворах дети учились дружить, любить, ладить и ссориться, враждовать и мириться. Естественная агрессивность отыгрывалась в них с естественной коррекцией социумом. Современный ребёнок всё больше варится в соку собственной семьи и массовой культуры, воспитывающей его с экранов телевизора и компьютера. 200-300 «друзей» в «Контакте» и неумение дружить с одним становится обычным положением дел современного подростка. Даже слово «дружить» приобрело какое-то странное значение. Теперь это означает - щёлкнуть по клавише компьютера в ответ на стимул (виртуальное приглашение). Из-за страха родителей ребёнок лишён возможности выйти во двор или пригласить к себе друзей, наладить отношения с забиякой или защитить слабого. Но потребность эта ещё жива в младших подростках. Пятиклассники с упоением назначают «стрелки» и ищут, кого бы защитить, урвав хотя бы немного времени между школьными занятиями и кабалой родительской опеки. Они нарочно устраивают кучу-малу в раздевалках - лишь бы только попробовать себя в ситуации удержания власти. Имея в виду одиночество детей после школы, неадекватное повышение родительской опеки и лишение возможности детям 10-11 лет «учиться жизни» во дворе можно сказать, что социальные условия жизни детей ухудшились.

Вторым фактором, агрессии среди подростков является кризис семьи. Возьмём хотя бы ситуацию с разводами. Хотя развод и сам по себе плох, но ещё хуже эгоистическое нежелание сторон договариваться друг с другом. К сожалению, матери ради удобства и спокойствия предпочитают, если не лишить отца родительских прав, то хотя бы ограничить в них. Инфантильный отец зачастую соглашается с таким положением вещей и исчезает из жизни ребёнка навсегда.

Человек несёт в своей идентичности две половинки: материнскую и отцовскую. То есть каждый из родителей является его внутренней психологической частью. Недаром, в старых дворянских семьях мать, сохраняя идентичность ребёнка, создавала легенду об отце, пусть даже и не очень порядочном. Современному родителю подчас не хватает такта оберегать эту часть души ребёнка. Он может позволить себе при нём оскорблять супругу или супруга, особенно бывших. Этим же часто грешат и бабушки с дедушками. Такое отрицание родителя раскалывает личность ребёнка, делает её патологичной, снижает самоконтроль в поведении, что приводит к выплёскиванию внутреннего напряжения в социум.

Определённый тип семьи также влияет на агрессивность ребёнка. Для мальчиков это семья, где он является кумиром и растёт без отца или семья, где отец жесток, а мать уступчива. Тогда мальчик будет идентифицироваться с отцом и противостоять всем, в том числе и отцу. Тогда его либо сломают, либо он станет таким же жестоким.

Для девочки это семья с жёсткой авторитарной матерью и мягким отцом. В ней девочка часто идентифицируется с матерью. Или семья, где девочка, предоставленная сама себе, вынуждена пробивать себе дорогу в жизни. Агрессия в этом случае выступает как механизм выживания, становится инструментальной.

Третьим фактором является невнимание в семье и школе к нервно - психическому состоянию детей. По данным мониторинга воспитанности подростков, второе место после негативного отношения к человеку как иному принадлежит негативному отношению к собственной душе.

Скрытые неврозы и пограничные расстройства толкают подростков на поиски снижения тревоги табакокурением, алкоголем, наркотиками, лёгкими сексуальными связями.

А ведь эти состояния можно отследить уже в 1-м классе и сопровождать в дальнейшем. Да только тут ничего не сделаешь без связки «учитель-родитель - психолог-врач». А связать эти звенья становится всё труднее. Базовое недоверие к миру, идущее от семьи, порождает недоверие между учителями и родителями, между семьёй и школой.

При разобщённости общества исчезают триангуляторные фигуры в жизни ребёнка. Это те, кому можно довериться, когда не получается договориться с родителями. Ими могут быть родные отцы, бабушки, крёстные, классные руководители, психологи. Такой человек способен беспристрастно и неосуждающе выслушать, поддержать, дать совет, снять напряжение, облегчить тревогу.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее