Факторы, влияющие на подростковую агрессию

К факторам, влияющим на подростковую агрессию можно отнести ухудшение социальных условий жизни детей. Это не касается материального состояния семей. Это касается изоляции ребёнка от мира взрослых и других детей за пределами школы. Из жизни детей всё больше исчезают дворы с их играми и непринуждённым общением. Во дворах дети учились дружить, любить, ладить и ссориться, враждовать и мириться. Естественная агрессивность отыгрывалась в них с естественной коррекцией социумом. Современный ребёнок всё больше варится в соку собственной семьи и массовой культуры, воспитывающей его с экранов телевизора и компьютера. 200-300 «друзей» в «Контакте» и неумение дружить с одним становится обычным положением дел современного подростка. Даже слово «дружить» приобрело какое-то странное значение. Теперь это означает - щёлкнуть по клавише компьютера в ответ на стимул (виртуальное приглашение). Из-за страха родителей ребёнок лишён возможности выйти во двор или пригласить к себе друзей, наладить отношения с забиякой или защитить слабого. Но потребность эта ещё жива в младших подростках. Пятиклассники с упоением назначают «стрелки» и ищут, кого бы защитить, урвав хотя бы немного времени между школьными занятиями и кабалой родительской опеки. Они нарочно устраивают кучу-малу в раздевалках - лишь бы только попробовать себя в ситуации удержания власти. Имея в виду одиночество детей после школы, неадекватное повышение родительской опеки и лишение возможности детям 10-11 лет «учиться жизни» во дворе можно сказать, что социальные условия жизни детей ухудшились.

Вторым фактором, агрессии среди подростков является кризис семьи. Возьмём хотя бы ситуацию с разводами. Хотя развод и сам по себе плох, но ещё хуже эгоистическое нежелание сторон договариваться друг с другом. К сожалению, матери ради удобства и спокойствия предпочитают, если не лишить отца родительских прав, то хотя бы ограничить в них. Инфантильный отец зачастую соглашается с таким положением вещей и исчезает из жизни ребёнка навсегда.

Человек несёт в своей идентичности две половинки: материнскую и отцовскую. То есть каждый из родителей является его внутренней психологической частью. Недаром, в старых дворянских семьях мать, сохраняя идентичность ребёнка, создавала легенду об отце, пусть даже и не очень порядочном. Современному родителю подчас не хватает такта оберегать эту часть души ребёнка. Он может позволить себе при нём оскорблять супругу или супруга, особенно бывших. Этим же часто грешат и бабушки с дедушками. Такое отрицание родителя раскалывает личность ребёнка, делает её патологичной, снижает самоконтроль в поведении, что приводит к выплёскиванию внутреннего напряжения в социум.

Определённый тип семьи также влияет на агрессивность ребёнка. Для мальчиков это семья, где он является кумиром и растёт без отца или семья, где отец жесток, а мать уступчива. Тогда мальчик будет идентифицироваться с отцом и противостоять всем, в том числе и отцу. Тогда его либо сломают, либо он станет таким же жестоким.

Для девочки это семья с жёсткой авторитарной матерью и мягким отцом. В ней девочка часто идентифицируется с матерью. Или семья, где девочка, предоставленная сама себе, вынуждена пробивать себе дорогу в жизни. Агрессия в этом случае выступает как механизм выживания, становится инструментальной.

Третьим фактором является невнимание в семье и школе к нервно - психическому состоянию детей. По данным мониторинга воспитанности подростков, второе место после негативного отношения к человеку как иному принадлежит негативному отношению к собственной душе.

Скрытые неврозы и пограничные расстройства толкают подростков на поиски снижения тревоги табакокурением, алкоголем, наркотиками, лёгкими сексуальными связями.

А ведь эти состояния можно отследить уже в 1-м классе и сопровождать в дальнейшем. Да только тут ничего не сделаешь без связки «учитель-родитель - психолог-врач». А связать эти звенья становится всё труднее. Базовое недоверие к миру, идущее от семьи, порождает недоверие между учителями и родителями, между семьёй и школой.

При разобщённости общества исчезают триангуляторные фигуры в жизни ребёнка. Это те, кому можно довериться, когда не получается договориться с родителями. Ими могут быть родные отцы, бабушки, крёстные, классные руководители, психологи. Такой человек способен беспристрастно и неосуждающе выслушать, поддержать, дать совет, снять напряжение, облегчить тревогу.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >