Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Анализ взаимосвязи акцентуации характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью

Экспериментальное исследование взаимосвязи акцентуаций характера и расстройств волевых процессов с академической успеваемостью студентов-психологов

Организация и методы исследования

Этапы исследования:

  • 1. подготовительный этап: выбор темы, работа с научной литературой, определение набора диагностических методик, определение базы исследования;
  • 2. непосредственное проведение экспериментально-диагностического исследования;
  • 3. обобщающая: обработка и систематизация результатов исследования.

Экспериментально-психологическая часть дипломной работы представлена четырьмя этапами:

Анкетирование

Психологическое исследование типов акцентуаций характера.

Выявление нарушений волевых процессов у студентов психологического факультета.

Анализ успеваемости студентов.

Статистическая обработка и прослеживание взаимосвязей между акцентуациями характера, нарушениями волевых процессов и успеваемостью.

В соответствии с задачей данной работы была намечена база исследования - 37 студентов 4 курса психологического факультета Новосибирского Гуманитарного Института. Средний возраст испытуемых составил 21 год.

Исследование проводилось с использованием следующих психологических методик: анкетирование, анализ академической успеваемости, методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Смишека, нормированная шкала волевых расстройств, статистические методы.

Метод анкетирования.

Самостоятельно составленная анкета состоит из 12 вопровов (7 закрытых вопроса и 5 открытых с вариантами ответа). Анкета направлена на получение первичной информации о испытуемом, о его отношении к обучению в ВУЗе, об индивидуальной организации учебного процесса.

Наиболее важными вопросами, результаты которых в дальнейшем использовались в данной работе, были о совместительстве процесса обучения с работой и о субъективной оценке собственной успеваемости студентов.

Анализ академической успеваемости.

Анализ успеваемости заключался в определении среднего балла по оценкам за экзамены в течение 4 лет обучения. Общее количество оценок составило 37.

Методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Смишека.

Данная методика была разработана Г. Смишеком в 1970г. на основе концепции К. Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предлагающий два варианта ответа: "да" или "нет". После тестирования ответы обрабатываются с помощью ключа. В результате получаются показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов.

Методика диагностики расстройств волевых процессов (нормированная шкала диагностики волевых расстройств).

Методика представлена вопросником, состоящим из 75 вопросов, предполагающих ответы "да" или "нет" по принципу согласен-не согласен. Ответы обрабатываются с помощью ключа, за каждый несовпадающий с нормой (с ключом) ответ начисляется 1 балл, баллы суммируются. Сумма баллов, умноженная на коэффициент позволят получить нормированные показатели.

С помощью данной методики диагностируются следующие волевые расстройства:

1. Расстройство волевых действий (ВД)

Волевые действия - действия, совершаемые без актуально переживаемой потребности в самом действии либо в его результатах, но за которыми стоит решение, направленное на удовлетворение потребности в отдаленном будущем (действие не носит характера заведомо необходимого). Расстройство проявляется клинически неспособностью фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым. Расстройство связано и с прогностической функцией. Обнаруживающие расстройство люди сообщают, что они не могут представить себе плодов своего труда, разочаровываются в выполняемой ими работе прежде, чем достигнут результат, либо саму долгую работу воспринимают уже как отрицательный результат, неспособны мотивировать себя на длительный труд, нуждаются в дополнительных стимулах. В частности, они не могут сделать накоплений на приобретение какой-либо ценной вещи, обучаться, если их знания не находят практического применения. Создание объективных ценностей на пользу общества или отдельных людей. Проявляется отсутствием способности к альтруистическим поступкам, что нередко создает впечатление черствости, сниженного энергетического и эмоционального потенциала. Удовлетворение требований коллектива, ближайшего окружения (при отсутствии собственной заинтересованности).

2. Расстройство сознательного преодоления препятствий на пути к цели (ПП)

Сознательному преодолению препятствий на пути к цели могут мешать: Физические помехи. Даже незначительное усилие со стороны людей с этим нарушением заставляет их отказаться от выполнения ранее намеченного. Также сложность действия может приводить к отказу от его выполнения. Особенно трудными для преодоления являются конкурирующие мотивы и цели. Один из исследуемых признался, что делая подарки друзьям, всегда покупает предметы в двух экземплярах, чтобы не испытывать потом жалости по поводу того, что лишился столь нравящегося ему объекта (собственное наблюдение).

3. Расстройство преодоления конфликта (ПК)

Может быть вызвано одним или несколькими факторами, такими, как: несовместимость двух действий необходимость выбора одной из целей

a) обусловленных разными мотивами,

б) приводящих к разным последствиям, несовместимость личных и социальных мотивов, несовместимость цели и последствия действия.

Расстройство проявляется нарушением способности осуществления выбора, что может реализовываться в различные типы реагирования. Некоторые личности избегают принятия решения, намеренно уклоняются от него, стремясь пустить дело на самотек, либо перекладывая принятие решений на других. Вторые пытаются использовать в качестве "третейского судьи" случай (подбрасывают монетку, садятся в первый подошедший автобус и т.д.). Для третьих (особенно детей) характерно избирательное уничтожение одной из альтернатив, что иногда проявляется в инструментальной агрессии.

4. Расстройство преднамеренной регуляции (ПР)

Связано с нарушением следующих показателей: параметров действия (силы, скорости, темпа), торможения неадекватных психических процессов, особенно эмоциональных, организации психических процессов в соответствии с ходом деятельности, способности оказывать сопротивление рефлекторным действиям.

Люди, страдающие данным расстройством, теряют контроль над действиями руки, которая совершает порой сложные движения независимо либо против их воли. Субъективно они оценивают руку как часть своего тела, которая "взбунтовалась и делает только то, что хочется ей", они стремятся ее контролировать, вплоть до того, что вслух отдают ей приказы, привязывают руку или удерживают ее здоровой рукой. Они никогда не приписывают ее неконтролируемые движения воле посторонних сил, но в то же время тяготятся невозможностью распространить свою волю на функции конечности. Чувства отчуждения здесь не возникает, возможно потому, что рука, несмотря на свое неконтролируемое поведение, идентифицируется с собственным телом. В практике подобные расстройства встречаются нечасто. В то же время нарушение регуляции параметров действия (силы) отмечается у многих пациентов. Например, таким людям трудно расколоть орехи, так как они их сжимают с такой силой, что от орехов ничего не остается. Многие больные, не обнаруживающие навязчивостей, отмечают, что не в силах контролировать свои эмоциональные проявления. Например, смеяться на похоронах.

5. Расстройство, сопровождающееся формированием автоматизмов и навязчивостей (АН)

В этом случае легко вырабатываются навыки автоматизированных действий и утрачивается контроль за ними, имеются навязчивые действия, мысли и т.д., воспринимаемые без отчуждения, имеются мысли и действия, воспринимаемые как чуждые личности, но без утраты их собственной принадлежности (в т.ч. импульсивные), имеются мысли и действия, воспринимаемые как чуждые личности, постороннего происхождения (в т.ч. сделанные). В эту группу входят значительно различающиеся по психопатологическому значению феномены. К автоматизированным действиям относят игру на музыкальных инструментах, вождение автомобиля, привычный выбор маршрута. Люди, добирающиеся до работы одним и тем же путем на протяжении многих лет, порой ловят себя на том, что если им однажды выпадает необходимость пойти другим путем, они автоматически идут привычной дорогой. Сюда же относятся и собственно навязчивости. Феномены сделанности отличаются от всех вышеперечисленных утратой идентичности собственной личности и чувства свободы воли.

6. Расстройство мотивов и влечений (МВ)

Нарушены переживание первичного, ненаправленного влечения, переживание естественного инстинктивного побуждения, переживание (на уровне чувства) собственно волевого акта, имеющего осознанную цель и сопровождаемое осознанным представлением о средствах и последствиях достижения цели, осознание свободы воли.

В указанной типологии находят свое отражение как феномены, рассматриваемые в качестве собственно расстройств волевой сферы, так и другие состояния, при которых нарушаются функции воли.

Методы статистической обработки полученной информации:

В данном исследовании для прослеживани взаимосвязей был использован корреляционный анализ, в частности, критерий Спирмена. Корреляционный анализ был проделан с помощью статистической компьютерной программы СТАТИСТИКА 6.0.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее