Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Анализ взаимосвязи акцентуации характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью

Современная концепция волевых расстройств

В современной науке существует три основных подхода к проблеме волевой регуляции: мотивационный, "свободного выбора" и регуляционный.

Мотивационный подход впервые обозначился в работах Аристотеля, обосновавшего введение новой философской категории (boulh, boulhma - желание, намерение, воля). Греческая философия рассматривала волю в качестве отдельной побудительной силы, качества души, обеспечивающего возможность к произвольному действию, к действию согласно принятому решению. Впервые в качестве понятия науки воля используется Р. Декартом (1644) и обозначает "способность души формировать желание и определять побуждение к действию, которую нельзя объяснить, исходя из рефлекторного принципа". Д. Пристли (1777) впервые выделил понятие мотива, называя мотивы "скрытыми причинами воли". В дальнейшем именно эта концепция вошла в клиническую психологию благодаря К. Ясперсу (1913), который утверждал, что "мотивам, представляющим собой... исходный материал, противопоставлено решение, возникающее как результат взвешивания "за" и "против", колебаний и конфликта. Это - личностное "я хочу" или "я не хочу". Это осознание своей воли". Сходные определения давали Т. Рибо и Х. Хекхаузен (1986). В рамках мотивационного подхода развивалось и представление о воле, как способности к сознательному, намеренному преодолению препятствий. В работах Н. Аха (1935) феноменологически воля приобретает несколько граней: образность (ощущение напряжения, предчувствия, предвосхищения), предметность (представление о цели и ее соотнесение со средствами), состояние (психическое переживание трудности, осознаваемое усилие), актуальность (внутреннее действие). Динамическая сторона волевого акта также приобретает у Н. Аха новые черты: это не только действие, но и предвидение ожидаемого от него эффекта, прогноз исхода и регуляция по ходу выполнения. Согласно Л.С. Выготскому (1983), сущность волевых процессов сводится к способности управлять своим поведением, подчинять его сознательно поставленным целям. Л.С. Выготский рассматривал волю в качестве "социального новообразования, высшей психической функции в мотивационной сфере".

Ряд положений, высказанных Н. Ахом и Л.С. Выготским, оспаривается другими теоретиками. В частности, широко распространено мнение, что прогностическая функция в большей степени принадлежит интеллекту, нежели воле. Провести границу между составляющими высшей нервной деятельности можно лишь сугубо теоретически. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является позиция С.Л. Рубинштейна (1946): "Мы не противопоставляем волевые процессы интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов. Вместе с тем волевой процесс еще более непосредственно и органически, чем процессы эмоциональный и интеллектуальный, включен в действие и неразрывно связан с ним. Так что изучение волевого акта непосредственно переходит в изучение действия, или вернее, изучение волевого акта - это и есть изучение действия в отношении способа его регуляции".

В рамках мотивационного подхода современная психология рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда она осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и контролируется на каждом из этапов (Шостакович Б.В. 1997). Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Подход "свободного выбора" и регуляционный подход развивались параллельно и в качестве альтернативы мотивационному подходу. Фактически подход "свободного выбора" связан с отождествлением воли и интеллекта. "Мы ищем у разума предписания для поведения, ... познаем практическую свободу посредством опыта. В этом причинность разума в отношении воли" (И. Кант, 1781). В дальнейшем подобная точка зрения находила все меньше последователей, и акцент постепенно сместился в сторону "склада личности". Согласно В. Виндельбандту (1904), "свободный выбор - это выбор на основе постоянных мотивов, составляющих сущность человека и личности, он есть проявление собственного характера в противовес обстоятельствам, порождающим ситуативные мотивы". Таким образом, в физиологии и психиатрии подход "свободного выбора" практически слился с мотивационным.

Регуляционный подход подразумевает, что воля выполняет исключительно контролирующую, сдерживающую функцию. Еще в представлении Сократа воля отождествлялась с направлением полета стрелы, понимая под этим предвосхищенный факт, что стрела уже сорвалась с тетивы, но воля позволяет ей помчаться лишь тогда, когда верно выбрана цель. В настоящее время психиатрия переживает повторный расцвет регуляционного подхода, что связано с достижениями в области электрофизиологии. S. Spence (1996), формулируя концепцию воли, указывает на три ее слагаемых: сознание свободы выбора действий, сознательное прогнозирование результата, абстрактное убеждение в свободе воли. По его мнению, эти составляющие могут реализовываться и порознь, например, сознание свободы воли может сочетаться с убеждением, что действия обусловлены внешними или внутренними детерминирующими факторами (фатумом).

Таким образом, в современной психологии волевые процессы принято рассматривать в контексте трех основных подходов: мотивационного, регуляционного и в рамках подхода "свободного выбора". Исходя из вышеизложенных представлений о воле, как психической функции, представляется справедливым полагать, что расстройства воли, во всем своем феноменологическом разнообразии, выражаются в нарушении способности к деятельности, патологических, извращенных потребностях, нарушении представления о конечных результатах, нарушении контроля за деятельностью, нарушении проецирования процессов в сознании.

Любое действие индивидуума является непосредственным воплощением в реальность его волевых актов. "Каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела" (А. Шопенгауэр, 1818).

Первые попытки создания способа диагностики волевых процессов были предприняты в начале ХХ века Н. Ахом (N. Ach, 1935). Предложенный им способ позволял оценить способность к произвольной регуляции психических процессов, управляющих действием. В основу способа была положена оценка способности к переключению между психическими процессами, что осуществлялось в три этапа: испытуемый заучивал определенные последовательности слогов, затем его просили воспроизводить слоги в определенном порядке, в ходе эксперимента инструкция менялась, ошибки фиксировались. По мнению Н. Аха количество ошибок в опыте могло быть интерпретировано в качестве показателя общей способности к произвольной регуляции. Однако, способ, предложенный Н. Ахом, отличался парциальностью оценки (невозможность оценить мотивы, эмоциональные реакции, прогноз), его реализация занимала продолжительное время (около 7 дней на каждого испытуемого), а теоретические предпосылки представлялись весьма спорными.

Ряд способов оценки волевых процессов был предложен К. Левином (K. Lewin, 1926). Он несколько модифицировал методику Н. Аха, а также пытался оценить влияние мотивации и эмоциональных реакций, предлагая слоги для заучивания с разным числом повторений. Число повторений зависело от предполагаемого эмоционального "заряда", которым обладало заучиваемое слово или слог. Ряд других способов, предложенных К. Левином (исследования полевого поведения) не нашли практического применения, хотя имели значение для развития психологической концепции воли.

Американскими психологами и психиатрами разрабатывались способы оценки мотивации и настойчивости в достижении цели. Суть указанных способов в целом сводится к оценке количества ошибок в экспериментах, где оценивается реакция на успех и неуспех (например, при решении арифметических задач). Анализ большого количества подобных работ позволил прийти к заключению об их невысоком прикладном значении (Самошин А.И., 1968). Вообще, выполнение заданий испытуемым не должно зависеть от его образовательного уровня, поэтому большинство методик данного типа малодостоверны. Подобный недостаток имеется и у широко используемой методики Б.В. Зейгарник - Б.И. Бежанишвили, где для успешности ответов на стимульные вопросы необходим широкий круг познаний (например, карточка 10а: написать 5 фамилий известных советских киноартистов на букву "Л") (Бежанишвили Б.И., 1967). Общим недостатком указанных методик, обусловившим их низкое прикладное значение, явилось в первую очередь, стремление экспериментаторов распространить интерпретацию отвлеченных условий эксперимента на поведение испытуемых в реальной жизни. По мере накопления работ в данной области обнаружилось отсутствие корреляций между результатами, полученными разными исследователями.

Отечественные исследователи, работая в направлении оценки степени произвольности поведения и степени волевых усилий, сделали подробные эмпирические описания развития волевых способностей в зависимости от возраста, типа высшей нервной деятельности, описали влияние мотивации на деятельность. Однако попытки создать какие-либо методы измерения, которые позволяли бы сравнить показатели отдельных испытуемых или сделать на основании эксперимента определенные выводы, касающиеся личности данного субъекта не увенчались успехом (Иванников В.А., 1998).

Институтом судебной-психиатрической экспертизы была разработана собственная методика диагностики волевых расстройств основаная на типологии параметров воли, предложенной В.А. Иванниковым (1998) Данная методика используется в настоящей работе.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее