Введение

Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность. Прослеживание этой закономерности - важная задача психологических исследований, решение которой продвинуто, к сожалению, далеко не достаточно. Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных или, лучше сказать, очень разнопорядковых свойств. Попросту говоря, в них содержатся в нерасчлененном виде и свойства характера, и свойства личности. "Разнопорядковость" черт, входящих в описания типов характера, вообще говоря, вполне естественна. Более того, они свидетельствуют о полноте и непредвзятости восприятия их авторами психологических обликов людей. Однако эти целостные картины нуждаются в расчленяющем анализе. Такой анализ авторами описаний характера, как правило, до конца не доводится: ими не фиксируется переход в описаниях от собственно характерологических структур к личностным. Если же в характерологических комплексах произвести умственное разделение черт характера и черт личности, то многое встанет на свои места.

Прежде всего станет понятным, что фактически в "типах характеров" показана типичность и, следовательно. закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности. Между прочим, последние выделяются иногда в особые рубрики, где под названиями "социальная установка", "социальное значение" прослеживаются особенности социальных позиций и отношений, т. е. личностные черты, типичные для представителей каждого характера. И здесь возникает очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. В психологической литературе содержатся отдельные попытки ответить на эти вопросы, т. е. проследить механизмы возникновения личностных качеств в связи с некоторыми ярко выраженными чертами характера.

Так, можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах".

Еще раз подчеркну, что типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.

Детерминированность поведения человека условиями внешнего мира, как и его внутренними побуждениями, не предопределяет фатально его действий ввиду активной роли сознания и способности человека регулировать свое поведение. Волевое действие человека всегда опосредовано более или менее сложной работой его сознания. Интеллектуальный процесс, включаясь в волевой акт, превращает его в действие, опосредованное мыслью. Отсюда вытекает сознательный характер волевых действий, т. е. осознание последствий своего поступка.

Цель работы: изучение и анализ взаимосвязи акцентуации характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью.

Объектом исследования являются акцентуации характера.

Предметом данного исследования является взаимосвязь акцентуаций характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью.

В основу нашей работы положены следующие гипотезы:

  • 1. Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и волевыми расстройствами.
  • 2. Студенты имеющие волевые расстройства имеют более низкую академическую успеваемость по сравнению со студентами не имеющими нарушений.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую сущность изучаемых объектов.
  • 2. Определить методы исследования и набор психодиагностических методик.
  • 3. Выявить и проанализировать взаимосвязи акцентуаций характера и волевых процессов с успеваемостью студентов в ВУЗе.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в организации процесса обучения в ВУЗе, в консультировании по профессиональному ориентированию, для формирования коррекционных программ.

В ходе нашей работы использовались следующие методы:

  • 1. теоретические - изучение и анализ теоретической литературы с целью выявления концепций о факторах, влияющих на успешность обучения в ВУЗе, концепций акцентуаций характера и волевых процессов.
  • 3. тестирование;
  • 4. интерпретация и описание результатов эксперимента;
  • 5. статистический - количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования: Исследование проводилось на базе психологического факультета Новосибирского Гуманитарного Института. В исследовании приняло участие 37 студентов четвертого курса психологического факультета в возрасте 20-25 лет.

Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >