Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Анализ взаимосвязи акцентуации характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью

Введение

Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность. Прослеживание этой закономерности - важная задача психологических исследований, решение которой продвинуто, к сожалению, далеко не достаточно. Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных или, лучше сказать, очень разнопорядковых свойств. Попросту говоря, в них содержатся в нерасчлененном виде и свойства характера, и свойства личности. "Разнопорядковость" черт, входящих в описания типов характера, вообще говоря, вполне естественна. Более того, они свидетельствуют о полноте и непредвзятости восприятия их авторами психологических обликов людей. Однако эти целостные картины нуждаются в расчленяющем анализе. Такой анализ авторами описаний характера, как правило, до конца не доводится: ими не фиксируется переход в описаниях от собственно характерологических структур к личностным. Если же в характерологических комплексах произвести умственное разделение черт характера и черт личности, то многое встанет на свои места.

Прежде всего станет понятным, что фактически в "типах характеров" показана типичность и, следовательно. закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности. Между прочим, последние выделяются иногда в особые рубрики, где под названиями "социальная установка", "социальное значение" прослеживаются особенности социальных позиций и отношений, т. е. личностные черты, типичные для представителей каждого характера. И здесь возникает очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. В психологической литературе содержатся отдельные попытки ответить на эти вопросы, т. е. проследить механизмы возникновения личностных качеств в связи с некоторыми ярко выраженными чертами характера.

Так, можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах".

Еще раз подчеркну, что типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.

Детерминированность поведения человека условиями внешнего мира, как и его внутренними побуждениями, не предопределяет фатально его действий ввиду активной роли сознания и способности человека регулировать свое поведение. Волевое действие человека всегда опосредовано более или менее сложной работой его сознания. Интеллектуальный процесс, включаясь в волевой акт, превращает его в действие, опосредованное мыслью. Отсюда вытекает сознательный характер волевых действий, т. е. осознание последствий своего поступка.

Цель работы: изучение и анализ взаимосвязи акцентуации характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью.

Объектом исследования являются акцентуации характера.

Предметом данного исследования является взаимосвязь акцентуаций характера и волевых расстройств у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью.

В основу нашей работы положены следующие гипотезы:

  • 1. Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и волевыми расстройствами.
  • 2. Студенты имеющие волевые расстройства имеют более низкую академическую успеваемость по сравнению со студентами не имеющими нарушений.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую сущность изучаемых объектов.
  • 2. Определить методы исследования и набор психодиагностических методик.
  • 3. Выявить и проанализировать взаимосвязи акцентуаций характера и волевых процессов с успеваемостью студентов в ВУЗе.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в организации процесса обучения в ВУЗе, в консультировании по профессиональному ориентированию, для формирования коррекционных программ.

В ходе нашей работы использовались следующие методы:

  • 1. теоретические - изучение и анализ теоретической литературы с целью выявления концепций о факторах, влияющих на успешность обучения в ВУЗе, концепций акцентуаций характера и волевых процессов.
  • 3. тестирование;
  • 4. интерпретация и описание результатов эксперимента;
  • 5. статистический - количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования: Исследование проводилось на базе психологического факультета Новосибирского Гуманитарного Института. В исследовании приняло участие 37 студентов четвертого курса психологического факультета в возрасте 20-25 лет.

Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее