Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Адаптация студентов-первокурсников к условиям ВУЗа

Адаптация студентов-первокурсников к условиям ВУЗа


Актуальность исследования проблемы обусловлена рядом причин теоретического и практического плана. Во-первых, при характеристике образовательно-воспитательного процесса в современной высшей школе нередко используются термины, отражающие различные аффективные состояния (тревожность, страх, неуверенность в себе), которые носят длительный, устойчивый характер. Поступив в вуз, вчерашний школьник попадает в новую среду, которая при отсутствии или слабости адаптационных механизмов может усугубить вышеперечисленные проявления.

Во-вторых, созданная в общеобразовательных школах психологическая служба играет особую роль в обеспечении гуманизации педагогического процесса. В высшей школе эта система пока не получила широкого распространения, и, следовательно, на педагогов вуза ложится работа по адаптации первокурсников, управлению организацией учебной деятельностью студентов, по формированию у них позитивного отношения к будущей специальности и т. п.

В-третьих, образовательный процесс в вузе преимущественно опирается на интеллектуальный контакт преподавателей со студентами, что в определенной мере делает "живучей" субъект-объектную парадигму с директивным, манипулятивным стилем общения.

Актуальность теоретического изучения адаптации первокурсников определяется малочисленностью специальных исследований, посвященных этой проблеме. Данная проблема недостаточно рассмотрена в литературе; период адаптации первокурсника к вузовским условиям еще не был объектом специального исследования.

Проблема адаптации как один из важнейших факторов развития личности студента в той или иной мере исследовалась и исследуется как отечественными (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, С.Г. Вершловский, Т.Е. Конникова, В.Г. Лисовский, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.), так и зарубежными (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, Р. Мэй, К. Роджерс и др.) учеными.

В современной научной литературе выделяются работы, подчеркивающие влияние адаптации на усиление мотивации в учебной деятельности, на развитие интеллектуального, нравственного и культурного потенциала личности будущего специалиста (Д.С. Лихачев, Н.А. Коваль, С.Б. Каверин, В.Н. Косырев, В.И. Селиванова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский).

В научных исследованиях, затрагивающих проблему адаптации студентов, особая роль принадлежит складывающимся отношениям между преподавателем и студентом [1].

Среди различных подходов интерес представляет изучение таких проблем, как рефлексия педагога (В.Г. Аникина, М.Е. Берулава, О.И. Лаптева, И.Н. Семенов), педагогическое мастерство (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач), творческие аспекты взаимодействия "преподаватель - студент" (В.Я. Ляудис) и др.

Объектом исследования является процесс адаптации первокурсников к условиям вузовской среды, предметом исследования - оптимальная организация процесса адаптации студентов к условиям вуза.

Цель исследования - изучить особенности успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1) проанализировать теоретико-методологические предпосылки изучения указанной проблемы;

2) рассмотреть отношения "преподаватель - студент" как важнейшее условие успешной адаптации первокурсников к условиям вузовской среды.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности и коллектива (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), рефлексивно-психологического подхода (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), теории активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев и др.), "Я" - концепция личности (Р. Берне, И.С. Кон и др.).

Методами исследования стали: теоретико-методологический анализ данных литературы; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ вузовской документации); психологическое тестирование; статистические методы.

В рамках психолого-педагогической науки рассматриваются разные подходы к определению адаптации. Теоретико-методологическое изучение данных литературы показало, что понятие "адаптация" используется в узком и широком смыслах. В первом случае ее чаще рассматривают как приспособление к среде, то есть как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. Во втором случае адаптация вслед за Ж. Пиаже рассматривается в единстве взаимообусловленных противоположно направленных процессов (аккомодация и ассимиляция) уравновешивания субъекта со средой [2-4].

Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иными словами, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ее потребностей, целей, ценностей, но и для изменения самой адаптирующей среды. Из указанного понимания следует, что приспособление среды к интересам человека создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированная личность способствует обогащению среды [5].

Процесс адаптации развивается под воздействием определенных условий и субъектов. Поэтому основная проблема, решаемая адаптацией, - это сближение целей, установок, ценностных ориентаций индивида с новой средой и нахождение им своего места и роли в изменяющейся социальной среде. студент адаптация личность социальный

Адаптация студентов к условиям вуза представляет собой проявление процесса, направленного на поддержание гомеостаза между личностью (студент-первокурсник) и средой (образовательная среда высшей школы). Однако, по мнению многих исследователей, адаптация - это еще и состояние, которое рассматривается как характеристика отношений индивида с внешней средой, выступающих выражением успешности адаптации как процесса [6].

Вузовская среда может быть фактором успешной адаптации первокурсников лишь при условии взаимоуважения, доверия, объективности, веры в развивающие возможности студентов. Общепринятым является допущение, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом. Но в течение именно этого периода происходит наиболее интенсивно формирование адаптированности как личностного качества, направленного на выработку новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения.

Адаптация первокурсников становится важнейшей формой развития личности студента как будущего специалиста. Этот процесс ограничен по времени, интенсивен по темпу, когда в относительно узкий промежуток времени возникает необходимость активно устранить или, напротив, усвоить новое социальное содержание. Адаптированный студент, с нашей точки зрения, приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и другого потенциала в новой для него среде.

Исследование проведено на базе Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ) в 2009 г. среди студентов-первокурсников (второй семестр обучения). Всего в исследовании участвовало 59 студентов, из них 30 студентов Биолого-технологического института (группа I) и 29 студентов, обучающихся в Институте ветеринарной медицины (группа II). Выборочная совокупность строилась по типу случайной выборки. При формировании выборки учитывали: курс (1-й), факультет, возраст, пол респондента и постоянное место жительства. Статистическая обработка эмпирического материала проводилась с использованием программы Excel 2003.

По результатам опроса, самооценка студентов о характере и продолжительности адаптации к процессу обучения в НГАУ в целом выглядит достаточно оптимистично. Представление об определенной легкости и относительной быстроте адаптации преобладает: 53,4 % респондентов уже не помнят о трудностях привыкания к современным условиям вуза, 7,8 % считают, что им никакая адаптация не требовалась, они сразу почувствовали себя студентами, у 30,6 % процесс адаптации был трудным и долгим, а 8,2 % говорят о тяжелой, длительной адаптации, которая еще не завершилась. Респонденты были представлены студентами из городской и сельской местности (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика групп респондентов по полу и постоянному месту жительства

Группа

n

Постоянное место жительства, %

Пол, %

сельская местность

город

женский

мужской

I

30

70

30

66

33

п

29

28

72

86

14

Всего

59

49

51

76

24

Соотношение студентов по постоянному месту жительства приблизительно одинаково: 49 % студентов прибыли из села и 51 % постоянно проживают в городе. В Биолого-технологическом институте сельских ребят обучается в 2,5 раза больше, чем в Институте ветеринарной медицины, где преобладают городские жители.

В обеих группах респондентов преобладают девушки, причем их число во II группе в 1,3 раза больше, чем в I (P<0,05).

Согласно программе нашего исследования значительное внимание уделялось оценке уровня удовлетворенности студентов: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); бытовыми условиями (в вузе, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, организации массовых мероприятий, занятий спортом, художественным творчеством и др. Результаты исследования представлены в табл. 2.

В рамках социально-психологического блока удовлетворенность самая высокая, наивысшую оценку получили отношения между студентами, что свидетельствует о хороших взаимоотношениях ребят в группах. Первокурсники отмечают открытость преподавателей, их готовность к общению в любое время. Такое отношение со стороны преподавателей помогает студентам справиться с волнением и выяснить любой интересующий их вопрос, в том числе и организационный. Большинство обучающихся удовлетворены качеством преподавания и организацией учебного процесса в вузе.

Смена обстановки, а тем более места жительства, отрыв от семьи играют большую роль в процессе адаптации любого студента-первокурсника. Половина опрошенных респондентов - выходцы из села, для них, несомненно, важна, благоустроенность нового места жительства, то есть общежития, а также то, в окружении каких людей они будут находиться, на чью поддержку могут рассчитывать.

Коснувшись вопроса удовлетворенности бытовыми условиями в университете и его общежитиях, анкетируемые немедленно обнаружили готовность обсудить этот вопрос и рассказать об особо волнующих их моментах. Как выяснилось, пугает не сама проблема, а очень сложный имеющийся механизм ее решения, который, по мнению студентов, не имеет четкой пошаговой инструкции и не всегда может оказаться эффективным. Вероятно, поэтому так низко оценивают респонденты бытовые условия в общежитиях и вузе (самые низкие значения оценки). У студентов первокурсников выявлен недостаток возможностей в проведении полноценного досуга, что неизбежно влияет на психологическое состояние молодых людей, их успеваемость и социальную адаптацию в целом. С одной стороны, корень проблемы может лежать в слабой самоорганизации и низкой активности студентов, что препятствует проявлению целенаправленных действий с их стороны по преобразованию этой среды с целью удовлетворения в полной мере своих желаний и потребностей. С другой стороны, администрации университета, по-видимому, следует расширить деятельность по информированию, привлечению и поощрению молодых людей.

Таблица 2. Удовлетворенность студентов-первокурсников процессом обучения в НГАУ, %

Удовлетворены ли Вы?

Полностью

Не совсем

Полностью не

удовлетворены

удовлетворены

удовлетворены

Организацией учебного процесса

39 3

52,4

8,3

Качеством преподавания

442

480

7,8

Отношениями с преподавателями

405

541

5,4

Отношениями в группе

621

343

3,6

Бытовыми условиями в вузе

361

450

189

Техническим оснащением вуза

325

55,4

121

Организацией массовых мероприятий в вузе

406

552

42

Бытовыми условиями в общежитии

182

421

39,7

Условиями для полноценного досуга

42,7

32,8

245

Сегодня в условиях растущего социального расслоения студенческой молодежи проблемы ее социальной защиты в адаптации постоянно находятся в центре внимания администрации и профсоюзных организаций университета.

На наш взгляд, неудовлетворенность студентов некоторыми сторонами вузовской жизни обусловлена как недостаточно выстроенной работой специалистов университета, так и низким уровнем ответственности обучающихся за свое образование и воспитание.

Как видим, первые годы обучения студентов в вузе являются серьезным этапом в формировании личности будущих специалистов. Сложность заключается в том, что у студентов происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В современной психолого-педагогической науке пока недостаточно теоретических и практических исследований по проблеме адаптации первокурсников.

2. Успешность адаптационного процесса студента-первокурсника во многом определяется складывающимися у него отношениями с преподавателями и одногруппниками. Эти отношения развивают у студента способность к управлению собственной деятельностью, способствуют его самореализации, личностному и профессиональному росту.

3. К основным принципам, успешно формирующим отношения студента с преподавателями и одногруппниками, относятся: диалог, активное восприятие, самораскрытие, формирование ценностно-смысловых ориентаций, развитие ответственности, совместная рефлексия.

4. Эффективность адаптации возрастет при условии специального обучения педагогов и их подготовки к этому процессу через специально разработанную систему социально-психологических тренинговых упражнений.

Результаты исследования позволяют предложить следующие практические рекомендации:

- для совершенствования профессиональной подготовки преподавателей высшей школы целесообразно включить в программы курсов повышения квалификации занятия по адаптации первокурсников;

- активно привлекать первокурсников к участию в конференциях, семинарах, мастер-классах, тренингах и других мероприятиях, способствующих их успешной адаптации и личностному развитию в новой образовательной среде;

- разработать и внедрить в педагогическую практику совместные занятия преподавателей и студентов по овладению комплексом психолого-педагогических процедур для успешной адаптации первокурсников.

В заключение отметим, что изучение адаптации студенческой молодежи в новой социокультурной среде является перспективным направлением образовательного дискурса. Необходимо продолжать работу по исследованию процессов адаптациогенеза, в частности, выявлению скорости протекания отдельных видов адаптации (трудовой, социально-психологической и др.) в зависимости от типа личности, взаимовлиянию различных видов адаптации; определению адаптивной асимметрии; формированию различных моделей адаптации; управлению адаптивным процессом.

Постоянное совершенствование и обновление образовательной деятельности вуза совместно с работой, направленной на систематическое повышение уровня адаптации обучающихся, с учетом требований времени позволит сформировать компетентного и конкурентноспособного специалиста.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. - СПб. : СПбГУ. - 2007. - Т. 2. - 549 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.

3. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 178 с.

4. Педагогика и психология высшей школы: сб. науч.-метод. работ, посв. 75-летию НГАУ. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. - 140 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 1998. - 254 с.

6. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие.- СПб. : СПбГУП, 2000. - 245 с.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее