Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Адаптация детей раннего возраста и пути их решения

Теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Проблемы адаптационного периода

адаптация дошкольный ребенок образовательный

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сказывается на его психическом и физическом состоянии. В жизни ребенка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям - капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной семейной среды в среду детского сада. [3, с. 140]

Ребенок должен приспособиться к новым условиям - адаптироваться.

Особенности поведения его в этот период во многом связаны с особенностями темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, с холерическим - наоборот, будут излишне возбуждаться. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите ребенка. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. [3, с. 141].

Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру.

Интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Общее подавленное состояние приводит к частым болезням.

Адаптация т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). [1, с. 3-4]

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

П. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического (длится два - пять месяцев). [1, с. 4]

III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учереждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений; - адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился; - тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки: 1-й вариант

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала.

Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. (Белкина)

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант

Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.

Замедляются рост, прибавка в весе. [1, с. 5]

Поступление ребенка в дошкольное учреждение, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии и часто происходит с большими трудностями. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру и, к тому же, ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, что приводит к частым болезням.

Различаются три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.

Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее