Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Актуальные проблемы социально-психологического исследования подростков с делинквентным поведением и пути их преодоления

Актуальные проблемы социально-психологического исследования подростков с делинквентным поведением и пути их преодоления


В практике работы с трудными подростками, в научных исследованиях, а также при диагностике состояний и свойств личности при психологической экспертизе обычно используются различные методы: наблюдение, беседа, естественный эксперимент, биографический анализ, изучение продуктов деятельности, тестирование, социометрия и т.д. Однако в большинстве случаев имеет место изолированное использование отдельных методов, т.е. переоценка одних и неоправданное игнорирование других, что нарушает требование комплексного подхода к изучению личности.

Часто единственным методом выступает наблюдение, которое, в силу присущих ему ограничений, не обеспечивает полноты и объективности в оценке личности подростка и не может служить достаточным обоснованием программы его коррекции в процессе перевоспитания. Не разработаны пути использования в практике работы с подростками естественного эксперимента.

Фактически полностью исключен из практики работы с трудными подростками лабораторный эксперимент, необходимый для точной диагностики психологических и психофизиологических свойств личности (особенно при обследовании акцентуированных и психопатических личностей, при необходимости определения типа нервной системы и т.д.). В практику вернулось психологическое тестирование, однако преимущественно в целях научных исследований и судебно-психологической экспертизы. Применение личностных и интеллектуальных тестов требует высокого профессионализма как в использовании, так и в интерпретации тестовых данных (так как тесты не обладают высокими прогностическими возможностями), а также сочетания тестовых обследований с другими методами психологического изучения личности, что фактически отсутствует в практике работы с трудными подростками. Результаты применения тестов зависят: от конкретного состояния подростка в момент обследования, обусловленного множеством объективных и субъективных факторов; от уровня развития подростка; от его отношения к экспериментатору и условий общения и т.п.

Зачастую не учитываются возрастные, интеллектуальные, социально-психологические, мотивационные черты личности подростков, применяются неадаптированные к этим особенностям тесты, что приводит к серьезным ошибкам в диагностике (например, в определении соответствия умственного развития возрасту, отнесение к категории дебильности и т.д.) и дискредитации психологического обследования в целом. Это становится особенно очевидным при неадекватной интерпретации результатов интеллектуального тестирования (по Векслеру, Бине-Симону и др.), приводящей к неразличению педагогической запущенности и природных дефектов, так как указанные и многие другие тесты базируются на концепции врожденности, биологической обусловленности психологических свойств личности (6,153).

Для получения полных, достоверных и практически значимых результатов психологического обследования трудных подростков необходимо как квалифицированное и методологически правильно обоснованное применение личностных и интеллектуальных тестов в отношении подростков, так и использование их в комплексе с другими методами. В частности, только сочетание адекватно подобранных тестов с анализом мотивационно-целевой, операционной структуры деятельности подростка и ее объективных результатов может обеспечить правильную оценку содержания и причин противоправного поведения.

Правильно подобранный и умело использованный комплекс методов изучения личности обеспечивает также создание полной и объективной психолого-педагогической характеристики подростка, которая становится не просто формальным документом, а подлинной программой индивидуального подхода и коррекции формирующейся личности. Такая характеристика должна включать: биографические сведения о подростке, содержание совершенных асоциальных поступков, оценку уровня интеллектуального развития (качеств мышления, речи, восприятия, памяти, внимания, воображения), эмоционально-волевой сферы, свойств темперамента и характера, направленности, способностей (общих и специальных), социальной роли подростка в структуре формальных и неформальных групп.

Все отмеченные психологические свойства подростка должны получить качественную оценку. Также следует дать оценку соотношения положительных и отрицательных проявлений и перспектив их дальнейшего изменения и развития. Без этого невозможно правильно определить степень педагогической запущенности и социальной деградации подростка, а также конкретные пути его перевоспитания (6, 154).

Следующей проблемой является то, что подростки, имеющие опыт столкновения с представителями закона в ситуации экспертизы дают социально-одобряемые ответы. Проблема социальной желательности ответов является одной из центральных при исследовании феномена девиантного поведения. В случае если специалист не учитывает данный аспект, приходится сталкиваться с тем фактом, что в заключении психолога отмечаются противоречивые характеристики правонарушителя. Соответственно, достоверность психологической экспертизы сводится к нулю.

Существует несколько наиболее часто используемых способов борьбы с искажениями, которые привносит феномен социальной желательности ответов. Первый способ - это использование шкал лжи, например в распространенном личностном опроснике Г. Айзенка или MMPI. При повышении показателей выше определенных на данной выборке результаты психодиагностики считаются недостоверными и не используются. Второй способ - это использование так называемых шкал коррекции, показатели по которым связаны с корректирующими коэффициентами по отдельным шкалам, как например в MMPI или СОП. Третий способ - это переформулировка утверждений опросника или вопросов интервью, таким образом, чтобы деактуализировать установку на социальную желательность (формулировки в сослагательном наклонении, перенесение излагаемой ситуации в прошлое, отнесение ее к другим людям) (3, 2).Примерами подобных методик являются СОП, тест Розенцвейга, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда. Отвечая не искренне, на его взгляд в соответствии с нормами и правилами принятыми и одобряемыми социальнам окружением, подросток тем самым демонстрирует , во - первых, осведомленность о существовании социальной нормы, во - вторых, отсутстствие своего отношения к действительности. Последнее, в свою очередь свидетельствует о низком уровне социальной адаптации подростков-правонарушителей.

В качестве примера приведем результаты исследования 116 делинквентных подростка с применением теста Розенцвейга и методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (см. таблицу).

личность подросток социальный адаптация

Таблица 1. Распределение значений уровней социальной адаптации подростков - правонарушителей

Распределение значений GCR

Уровни социального интеллекта

Высокий уровень

-

Средние способности к нормальному поведению

12%

Средний уровень

21%

Среднеслабые способности к нормальному поведению

34%

Низкий уровень

79%

Низкие способности к нормальному поведению

44%

Исходя из полученных данных можно сделать вывод что несмотря на стремление испытуемых отвечать «правильно», не анализируя внешние и внутренние свойства, переживания участников социальной ситуации их ответы в сравнении с нормативными явились неверными.

Проводя иссдедования внутригрупповых отношений делинквентных подростков психолог, практикующий в специальных учебно - воспитательных учреждениях для несоверношеннолетних правонарушителей, не должен игнорировать тот факт, что влияние криминальной субкультуры препятствует получению объективной картины.

Пирожков В,Ф, рассматривает следующие причины по которым возможны искажения в результате использования социометрии, референтометрии, опросников :

  • 1. Исследователи затрудняются в выборе действенных критериев, поскольку, связанные круговой порукой и различными атрибутами уголовной среды, ее нормами и ценностями, криминальные группы не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений.
  • 2. Социометрические измерения проводятся чаще всего в то время, когда преступная группа уже изолирована правоохранительными органами. В этом случае ретроспективное социометрическое обследование не имеет прогностической ценности.
  • 3. Лишение свободы и другие правоограничения являются таким мощным психотравмирующим фактором, который выбивает человека из привычной колеи, не давая ему никаких реальных перспектив (возникает ситуация фрустрации).
  • 4. несовершеннолетним и молодым правонарушителям нередко свойственно бравировать своими криминальными похождениями, той особой ролью, которую они якобы играли в преступной группе. Это можно рассматривать как акт отчаяния в состоянии фрустрации
  • 5. члены группы нередко стремятся вступить с исследователем в «игру», определяя свои цели в ней. Поэтому исследователь измеряет не объективное состояние отношений, а то, что ему навязывают обследуемые.
  • 6. Социометрические измерения искажаются ещё и потому, что в преступной среде существует взаимное стойкое отвержение членами одной группы подростков из другой группы, если эти группы находятся во враждебных отношениях.

Автор предлагает исследователям свободную от перечисленных недостатков методику пространственно - знаковой социометрии, которая является развитием ранее предложенной пространственной социометрии. Она основана на факте существующей в преступной среде стратификации ( распределении членов группы на социальной иерархической лестнице ) и поддержания в их отношениях строгой субординации в соответствии с занимаемой позицией, исполняемыми ролью и функциями в группе (5, 103).

Список использованной литературы

  • 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. 324 с.
  • 2. Васильев В.Л. Юридическая психология. - 4-е из. Доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
  • 3. Орел А.Н.Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения. Стендовый доклад. Вологда. Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»
  • 4. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодёжи ( криминальная субкультура ) - Тверь. 1994.
  • 5. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности - кн. 1-я; - М.: «Ось-89», 1998. - 304 с. Издание учебное. ( Юридическая психология ).
  • 6. Юридическая психология. А..М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. Харьков, 2002, с. 532 - 597.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее