Анализ полученных результатов в рамках экспериментальной психологии
В результате проведенного исследования на группе учащихся 8-х классов, нами было выявлено количественное соотношение агрессивных и неагрессивных реакций, данные представлены в виде следующих таблиц (см. прилож. Б).
Полученные результаты наглядно представлены в виде диаграммы (см. рис. 2, 3).
На основе полученных результатов, мы видим, что из 20 исследуемых мальчиков-подростков с явными признаками агрессивности выявлены 9 человек (45%), неагрессивны - 6 человек (30%). У оставшихся 5 мальчиков-подростков ничего определенного об агрессивности сказать нельзя (25%).

Рисунок 2. Соотношение агрессивных и неагрессивных реакций у мальчиков
На основе полученных результатов, мы видим, что из 20 исследуемых девочек-подростков с явными признаками агрессивности выявлены 3 человека (15%), неагрессивны - 12 человек (60%). У оставшихся 5 девочек - подростков ничего определенного об агрессивности сказать нельзя (25%).

Рисунок 3. Соотношение агрессивных и неагрессивных реакций у девочек
При проведении исследования, было выявлено, что мальчиков-подростков с явными признаками агрессивности больше, чем девочек-подростков.
Для выявления достоверности между показателями нами использовался статистический метод оценки достоверности полученных результатов исследуемых U-критерием Манна-Уитни.
Последовательность действий, для вычисления критерия Манна-Уитни такова:
- 1. проранжируем две выборки (см. прилож. Б);
- 2. находим эмпирическое значение U-критерия:
Uэмп = 107;
3. находим критическое значение [24] по таблице (см. прилож. 2);
Таблица 3. Критические значения
UКр |
|
p?0.01 |
p?0.05 |
114 |
138 |
4. делаем выводы.
Полученное эмпирическое значение меньше критического (107 < 114, 138) и находится в зоне значимости (см. рис.4). Это свидетельствует о том, что различия достоверны.

Рисунок 4. Ось значимости
Полученные результаты показали, что различия мальчиков-подростков и девочек-подростков с явными признаками агрессивности достоверны. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.