Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Агрессивное поведение подростков

История психологических исследований агрессии

Существуют три отличные друг от друга группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались. Это теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (см. рис. 1).

Различные теории агрессии

Рисунок 1. Различные теории агрессии

В теориях влечения агрессия рассматривается как устойчивая диспозиция индивида. В психоаналитической теории австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда, агрессия трактовалась как составная часть так называемого "Я - влечения", однако позднее, под влиянием первой мировой войны, Фрейд ввел самостоятельное агрессивное влечение в виде "влечения к смерти". Он указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс [34].

Аналогичного понимания агрессии придерживается австрийский ученый, основоположник этологии Конрад Лоренц. Он утверждал, что человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни. По его мнению, в организме человека, как и животного, постоянно накапливается энергия агрессивного влечения до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится [19].

Фрустрационная теория американского психолога Джона Долларда положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, "агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта".

Рассматриваемая теория предполагает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако, оба эти постулата не подтвердились полностью: нe всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, с фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии); и не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, если подвергшийся фрустрации человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную) [30].

Наиболее влиятельными представителями теории социального научения являются Л. Берковитц и А. Бандура. Первоначально американский психолог Леонард Берковитц придерживался идей фрустрационной теории агрессии. Но отказавшись от того, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая - к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки) [21]. Он дает следующее определение: "Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком" [8].

Теоретическая позиция канадского психолога Альберта Бандуры, будучи многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притяжения, представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д [36].

Важно отметить, что теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их [33].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее