Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Благосостояние населения: сущность, измерение, российские реалии

Анализ благосостояния населения РФ

Понятие "благосостояние" является довольно обширным и можно определить его уровень несколькими способами. Один из них это сбор статистических данных, расчёт различных показателей, когда уровню благосостояния дается количественная оценка.

На сегодняшний день единого мнения о том, какие показатели необходимо применять для оценки уровня жизни, нет. Одни исследователи полагают, что определить уровень жизни можно только по одному показателю (в качестве которого, например, может выступить грамотность населения). Другие же, наоборот, отрицают достоверность результатов, полученных только на основе одного показателя. По их мнению, уровень жизни определяется на основе группы показателей.

Специалисты Организации Объединенных Наций предлагают определять уровень благосостояния населения при помощи совокупности количественного представления следующих показателей:

  • 1) продолжительность жизни, рождаемость, смертность;
  • 2) уровень образования населения;
  • 3) величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.

Также, по мнению других исследователей, система показателей благосостоянии населения может включать:

  • 1) уровень здравоохранения;
  • 2) уровень доходов населения (уровень бедности, МРОТ);
  • 3) жилищно-коммунальные условия;
  • 4) Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы;

Начнём анализ благосостояния населения РФ за 2011-2015 гг. с анализа демографической обстановки (см. таблица 1) [1]

Таблица 1. Показатели продолжительности жизни, рождаемости и смертности РФ за 2011-2014 гг.

Год

Численность населения

Количество родившихся

Количество умерших

Естественный прирост

Средняя продолжительность жизни (муж)

Средняя продолжительность жизни (жен)

2011

142,960,908

1,796,629

1,925,720

-129,091

64.04

75.61

2012

143,201,700

1,896,263

1,898,836

-2,573

64.56

75.86

2013

143,502,097

1,901,182

1,878,269

22,913

65.14

76.31

2014

146,267,288

1,947,301

1,913,613

33,688

65.29

76.49

2015

146,252,200

1,923,217

2,001,512

-78,295

64.72

75.84

Начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис уже привел к новой волне роста смертности в РФ и, как видно из таблицы 1, смертность в 2015 году значительно возросла.

В 2014 году Всемирная организация здравоохранения сообщила в ежегодном докладе, что продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии: российские мужчины в среднем доживают лишь до 65,3 лет. В то же время израильтяне живут в среднем 80,1 года, британцы - 78,4 года, а испанцы - 78,8 года.

По мнению доктора экономических наук Ермакова С.П., зависимость показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении от общих затрат на здравоохранение по всем европейским странам показывает, что здравоохранение в РФ является неэффективным.

Увеличение смертности населения в 2015 году является результатом не случайных колебаний, а происходит вследствие системных ошибок руководства отрасли здравоохранения.

Уровень госпитализации в стране не соответствует потребностям и неуклонно снижается. Значительные территориальные различия в стоимости отдельных видов медицинской помощи - в несколько раз - говорят об отсутствии единой политики в сфере здравоохранения страны. Ухудшает ситуацию снижающаяся доля расходов на здравоохранение в ВВП.

Всё это обусловлено, главным образом, негласным переводом здравоохранения из социальной сферы в экономическую. В результате значительно выросли объемы платных медицинских услуг, многие из которых совершенно легко заменяют бесплатные. Затраты населения в этой сфере постоянно растут, больные тратят на лекарства в 2 раза больше, что в условиях нестабильной экономической ситуации (зависимости России от импортных медикаментов, санкции) оказывает негативное влияние, как на социальную сферу России, так и на экономическую.

Наиболее высокие показатели смертности в средних и пожилых возрастах отмечаются в малых населенных пунктах. Значительному снижению доступности помощи, и, соответственно, росту смертности, способствовали ликвидация огромного числа медицинских учреждений и укрупнение некоторых из них. На 90 тысяч сократилось число медицинских кадров при их серьезном дефиците, нагрузка на врачей растет.

Особенно большое число медицинских учреждений были закрыты в малых городах, в малых населенных пунктах и на селе, что из-за значительных расстояний делает для их жителей медицинскую помощь недоступной.

По данным Счетной палаты РФ 17.5 тысяч населенных пунктов фактически лишены какой-либо, даже самой простейшей медицинской помощи.

Следующий показатель уровня благосостояния населения - уровень образования населения.

Таблица 2. Динамика высших образовательных учреждений в РФ за 2011-2015 гг.

Годы

Число образовательных учреждений

В них студентов - всего, тыс.человек

В том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек населения приходилось студентов

Очных

Вечерних

Заочных

2011/12

1080

6490

2847,7

263,4

3289,7

454

2012/13

1046

6072,9

2721

229,5

3053,3

424

2013/14

969

5645,7

2618,8

189,2

2783,9

393

2014/15

950

5208

2575

158,5

2475,5

-

Таблица 3. Динамика профессиональных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена в РФ за 2011-2015 гг.

Годы

Число образовательных учреждений

В них студентов - всего, тыс.человек

В том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек населения приходилось студентов

Очных

Вечерних

Заочных

2011/12

2925

2081,7

1569,1

53,1

449,3

146

2012/13

2981

2087,1

1608,2

48,3

422,6

146

2013/14

2709

1984,3

1557,5

45,9

380,9

138

2014/15

2909

2103,1

1674,7

45,8

382,6

Как видно по данным таблиц 2 и 3, за последние годы, количество высших учебных заведений постоянно снижается, а количество средних учебных заведений, напротив, возрастает. Это можно объяснить тем, что в настоящее время в нашей стране активно осуществляется реформа в сфере образования, направленная на сокращение числа высших учебных заведений. Цель данной реформы состоит в выявлении "неэффективных" вузов и в дальнейшей их реорганизации. Первыми результатами стало признание 132 вузов неэффективными в 2013 году.

Как заметил Фурсенко А.А., большинство российских вузов не соответствует современным стандартам образования. Сторонники реформы образования также ссылаются на тот факт, что содержание огромного числа вузов требует не малых финансовых вложений. Закрытие неэффективных вузов приводит к значительному высвобождению финансовых ресурсов.

Существует также идея о том, что России не нужно слишком много людей с высшим образованием. По словам основателя группы "Онэксим" Михаила Прохорова, необходимо срочно менять пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием в пользу последнего.

Кроме того, что спрос на высшее образование сильно преувеличен, существует также проблема несоответствия востребованных направлений подготовки среди студентов потребностям рынка труда. Проще говоря, часть дипломированных специалистов не смогут реализовать себя в выбранной сфере, потому что попросту не смогут найти работу.

Следующий элемент анализа благосостояния России - ВВП на душу населения.

Таблица 4. Динамика ВВП на душу населения России в 2011-2014 гг.

Год

ВВП на душу населения, ППС,долл.

2011

22564

2012

23700

2013

24298

2014

24805

На сегодняшний день Россия занимает 49 место По объёму ВВП по ППС на душу населения.

Таблица 5.Динамика средней заработной платы в России за 2011-2015 гг.

Год

Средняя заработная плата, руб.

2011

23369

2012

26629

2013

29792

2014

32611

Сопоставление с темпами роста валового внутреннего продукта на душу населения позволяет сказать, что увеличение как дохода, так и общего объема денежных доходов населения России, как в последнем десятилетии ХХ века, так и в настоящее время носит преимущественно инфляционный характер.Таблица 6. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода населения России за 2009-2014 гг.

Год

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Дефицит денежного дохода:

Величина прожиточного минимума рублей в месяц; до 1998 г. - тыс. руб.

млн. человек

в процентах от общей численности населения

млрд. руб. (до 1998 г. - трлн. руб.)

в процентах от общего объема денежных доходов населения

2009

18,4

13

354,8

1,2

5153

2010

17,7

12,5

375

1,2

5688

2011

17,9

12,7

424,1

1,2

6369

2012

15,4

10,7

370,5

0,9

6510

2013

15,5

10,8

417,9

0,9

7306

2014

16,1

11,2

478,8

1,0

8050

Далее проанализируем заболеваемость населения России.

Таблица 7. Заболеваемость населения России в 2009-2013 гг.

2009

2010

2011

2012

2013

Всего, тыс.чел.

Все болезни

113877

111428

113922

113688

114721

из них:

некоторые инфекционные и паразитарные болезни

4916

4690

4626

4592

4434

новообразования

1525

1540

1586

1656

1629

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

724

705

676

675

668

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

1481

1461

1475

1519

1527

болезни нервной системы

2374

2345

2354

2330

2364

болезни глаза и его придаточного аппарата

4778

4715

4758

5043

5023

болезни уха и сосцевидного отростка

3733

3867

3975

4032

4014

болезни системы кровообращения

3761

3734

3804

3814

4285

болезни органов дыхания

48148

46281

48437

47381

48568

болезни органов пищеварения

4902

4778

4767

4982

5055

болезни кожи и подкожной клетчатки

6991

6886

6795

6876

6740

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

4952

4789

4809

4761

4634

болезни мочеполовой системы

6835

6842

7050

7101

7147

осложнения беременности, родов и послеродового периода

2881

2889

2816

2832

2778

врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения

296

295

303

299

298

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

12855

13096

13261

13426

13285

Из таблицы 7 видно, что количество заболевших в России за последние пять лет растет. Это может быть связано с понижением доходов населения и желанием государства монетизировать систему здравоохранения.

Согласно ежегодному отчёту о развитии человечества, публикуемом ООН, в 2013 году Россия занимала 57-е место по уровню благосостояния, на 1-м месте - Норвегия, на последнем 187-м Нигер.

Необходимость повышения благосостояния населения остается одной из важнейших проблем российского общества на протяжении уже многих лет.

Для повышения благосостояния населения России необходимо уделять внимание не только экономической эффективности хозяйства, но и эффективности государственного регулирования экономики.

Чтобы решить данную проблему, необходимо воздействие на законодательные основы экономической жизни России, модернизацию рыночных отношений и реформы в социальной сфере. Анализ основных направлений экономической политики России позволит повысить благосостояние населения России.

По уровню благосостояния Россия значительно отстает от зарубежных стран, и это отставание остается неизменным при любой экономической системе, которая складывается в нашей стране. Но в то же время масштабы и формы этого отставания зависят от степени государственного вмешательства в экономику.

Для изучения основных направлений государственного регулирования экономики, в рамках которых, достигнут наиболее высокий уровень благосостояния населения, можно обратиться к опыту зарубежных государств. Их пример показывает развитые рыночные экономики, которые характеризуются высокоразвитой инфраструктурой рынка, четкими правилами для хозяйствующих субъектов и т. д. И хотя перенесение данного опыта в Россию не представляется возможным, его можно использовать как долгосрочный ориентир для экономической политики российского государства.

На основании анализа работ зарубежных экономистов и статистических данных по странам Западной Европы, Канаде, США и Японии установлено, что в условиях рыночной экономики расширение государственного вмешательства в экономику положительно влияет на благосостояние населения. Это положительное влияние выражается в государственной поддержке конкуренции на рынке, повышении уровня доходов малообеспеченных слоев населения и, как следствие из этого, сокращении степени расслоения населения этих стран по доходу.

Основными направлениями государственного регулирования экономики в этих являются:

  • - воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;
  • - финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка и др., а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Первое направление политики государства состоит в том, что продукция, наиболее соответствующая нуждам потребителей, будет выпускаться в условиях сохранения конкурентности на рынке. У потребителей появляется возможность приобретать необходимые им товары и услуги, повышая этим своё благосостояние. Но с другой стороны, занятое население получает доходы, необходимые для покупки товаров и услуг, с помощью продажи товаров заинтересованным потребителям.

Суть второго направления состоит в формировании доходов и поставка товаров и услуг той части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка (нетрудоспособной части).

В настоящее время исследователи в области экономики определяют в качестве основных причин низкого благосостояния России:

  • 1) нехватку качественных продуктов питания и других товаров первой необходимости;
  • 2)низкий уровень состояние жилого фонда, понижение доступности жилья (недоступность ипотечного кредитования) и жилищно-коммунальных услуг;
  • 3)ухудшение качества и доступности здравоохранения и образования.

Все причины низкого уровня благосостояния в нашем государстве можно разделить на две категории:

  • 1) недостаточно ориентированная на нужды потребителей структура производства;
  • 2) маленький объем социальных обязательств, которые могут обеспечить доход незанятой (нетрудоспособной) части населения и производство общественных благ.

Внося изменения в конкурентную рыночную среду и структуру производственной экономики России (оказывая влияние с помощью экономической политики), государство может нацелить производственную сферу на интересы потребителей.

С помощью этого будет разработана платформа для большей обеспеченности населения товарами потребления, жильём и другими услугами. Необходимо также постепенно повышать объем социальных обязательств государства, что позволит увеличить доход для определенных категорий населения, а также улучшить уровень и качество услуг образования, здравоохранения, охраны правопорядка и др.

С помощью внесений значительных изменений в производственную структуру экономики России и повышению социальных обязательств государства, возможно повышение уровня благосостояния населения.

В условиях экономики развитых стран мира, носящей социально-ориентированный характер, задачи государственного регулирования экономики согласованы с основными тенденциями экономической политики.

Вышесказанное даёт возможность сделать вывод о том, что зарубежный опыту по укреплению социальной направленности рыночной экономики, может быть применен как ориентир при формировании стратегии экономической политики на длительный период.

На сегодняшний день изучаются такие стратегии производственного развития, как модернизация экономики (быстрое развитие наукоемких отраслей) и вступление России на этой основе на рынок мирового хозяйствования, производственной базы российской экономики, развитие импортозамещающих отраслей на ее основе и ограниченное участие в международном разделении труда и др.

Однако вопрос о стратегии развития производства России в данной работе рассматривается с позиции увеличения уровня благосостояния государства.

Государство, оказывая влияние на структуру производства и конкурентную рыночную среду, проводит крупномасштабную структурную перестройку экономики, которая нацелена на развитие импортозамещающего производства предметов потребления.

На данный момент производственная база экономики России является устаревшей, в связи с этим её структурная перестройка связана с восстановлением производственной базы.

Иными словами, это говорит о вливании инвестиций в легкую и пищевую промышленность, для создания и обновления основного капитала, а также инвестиций в развитие оборудования для производства предметов потребления.

Анализ основных методов стимулирования инвестиционных процессов показал, что для России самыми действенными способами мобилизации инвестиционного процесса являются:

  • 1) льготы для инвесторов в сфере налогов;
  • 2) расширение государственной инвестиционной программы до объема, соответствующего не менее 40% чистых реальных инвестиций.

Повышение благосостояния населения, как и проведение структурной перестройки, тесно связано с необходимостью повышения размеров социальной ответственности страны.

Экономическая деятельность государства в России позволяет выявить меры экономической политики, направленные на улучшения благосостояния населения нашей страны.

Важную роль играет в данном случае совместное применение этих мер, поскольку по опыту передовых зарубежных стран, можно отметить высокие результаты уровня благосостояния населения.

Реформы, проводимые государством в последние годы в налоговой и бюджетной сферах, лишь отчасти согласуются с вышеизложенным комплексом мер.

Можно отметить и недостаточное увеличение инвестиционной активности, необходимой для обновления производственной базы российской экономики.

Чтобы определить главные направления влияния государства на экономическую сторону жизни, приводящего к увеличению уровня благосостояния, был исследован опыт экономически развитых стран.

В России основными направлениями государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, являются воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, а также финансирование социальных обязательств государства.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее