Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Влияние факторов восприятия на желание населения иметь свой собственный бизнес

Описание портрета потенциального предпринимателя

Портрет потенциальных предпринимателей был составлен при помощи метода описательной статистики и таблиц сопряженности.

Всего в выборку попало 25568 человек. В анализ мы включали только индивидов в трудоспособном возрасте (от 18 до 64 лет). Среди них оказалось только 4% владельцев собственного бизнеса (рис.1). Большинство респондентов ответили, что у них нет бизнеса, и они не имеют желания быть предпринимателями (60%).

Что касается потенциальных предпринимателей, то их оказалось 20% от общего числа респондентов, 8254 человек (приложение, табл.1). Около 8% респондентов высказали свои сомнения по поводу желания иметь свое дело, т.е. попали в промежуточную группу между потенциальными предпринимателями и непредпринимателями.

Распределение мнений населения относительно желания иметь собственный бизнес

Рис.1. Распределение мнений населения относительно желания иметь собственный бизнес.

Потенциальные предприниматели (то есть участники опроса, которые ответили, что хотели бы иметь собственный бизнес) обладают определенными гендерными, возрастными и профессиональными характеристиками, кроме того, примечательно их распределение по территории РФ :

  • · потенциальными предпринимателями чаще выступают мужчины (приложение, таблица 2). Среди респондентов, который ответили, что хотели бы иметь собственный бизнес, мужчин было большинство (53,5%), женщин же, наоборот, было больше среди респондентов, выразивших нежелание быть предпринимателями (56,3%);
  • · средний возраст потенциального предпринимателя составил в среднем 32,2, что существенно ниже среднего возраста индивида, не желающего иметь бизнес - 43,5 лет (приложение, таблица 3). Этот факт свидетельствует о том, что индивиды, склонные к предпринимательской деятельности являются по большей части молодыми людьми;
  • · потенциальные предприниматели проживают в районных центрах, малых городах, и поселках городского типа (38%), а также в областных центрах, столицах республик менее 1 млн. жителей (28%). Возможно, это объясняется тем, что административный контроль в малых городах меньше, чем в крупных, поэтому предприниматели могут чувствовать себя более «расслабленно». Меньше же всего индивидов, желающих быть предпринимателями, насчитывается в Санкт-Петербурге - 1% и Москве - 2% (приложение, таблица 4);
  • · потенциальные предприниматели по большей части являются обладателями среднего профессионального (специального) образования (техникум, педагогическое, медицинское училище, полный курс профессионального колледжа и т.п.), 39,5%, а также с дипломом о среднем общем образовании (10-11 классов школы), 27,7% (приложение, таблица 5). Меньше всего желание проявили люди с дипломом магистра и аспиранта, что можно объяснить тем, что они, скорее всего, уже решили связать свою жизнь с наукой и не рассматривают альтернативных форм занятости. В целом график распределения по уровню образования среди желающих иметь свой собственный бизнес имеет обратную U-образную форму, то есть сначала желание организовать собственный бизнес с увеличением уровня образования, а затем снижается, что подтверждает выводы уже имеющихся исследований по данной тематике [Reynolds P.D., Bygrave B., Hay M. Global entrepreneurship monitor report. E.M. Kauffman foundation, 2002 and 2003].
  • · потенциальные предприниматели проживают в основном в Приволжском, Сибирском, Центральном федеральных округах. Эти регионы очень близки по доле населения, желающего иметь свой собственный бизнес, и образуют гомогенную группу (рис.2). Это отчасти подтверждает нашу гипотезу (Н1). Центральный ФО, как и предполагалось, оказался в числе лидеров по числу желающих быть предпринимателями. Также явно выделяется группа, состоящая из Уральского и Дальневосточного ФО, где проживает больше всего лиц, нежелающих иметь свой бизнес. Этот факт опровергает гипотезу, касающуюся того, что Дальневосточный ФО является привлекательным для начала бизнеса с точки зрения населения. Данный результат можно объяснить тем, позитивная оценка индивидами условий для начала бизнеса не обязательно обуславливает желание иметь собственный бизнес. Южный и Северо-Западный держатся обособленно, поэтому их с трудом можно причислить к какой-либо из групп.
Размещение групп населения, имеющих свой бизнес, желающих, нежелающих иметь свой бизнес и сомневающихся по федеральным округам, %

Рис.2. Размещение групп населения, имеющих свой бизнес, желающих, нежелающих иметь свой бизнес и сомневающихся по федеральным округам, %

Также нам удалось выявить наличие некоторых групп объединяющих людей, желающих иметь собственный бизнес и их оценкой ухудшения/улучшения своего материального положения за прошедший год(рис. 3). Качество модели хорошее, что демонстрирует высокий процент кумулятивной инерции (97%) по 2 осям (приложение, таблица 6). Итак, на рисунке 3 отчетливо выделяются несколько групп населения: (1) предприниматели, материальное положение которых улучшилось за последний год, (2) индивиды, желающие иметь свой бизнес, положение которых существенно ухудшилось, (3) индивиды, не желающие иметь собственный бизнес, положение которых либо ухудшилось, либо практически не изменилось. Можно предположить, что первая группа характеризует успешных предпринимателей, бизнес-деятельность которых за последний год принесла ощутимый доход. Вторая группа - «вынужденные» предприниматели, которые хотели бы начать бизнес для улучшения своего нынешнего благосостояния. К третьей группе относятся лица, либо не имеющие средств для начала бизнеса и поэтому не испытывающие интереса к предпринимательству, либо испытывающие страх перед бизнес-деятельностью, так как боятся еще больше ухудшить итак неблагоприятное материальное положение. Итак, мы видим, что наличие собственного бизнеса сопровождается улучшением материального положения, что позволяет судить о том, что бизнес деятельность, несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются предприниматели, все-таки позволяет даже в некоторой степени улучшать материальное благосостояние владельцев бизнеса. Наибольший интерес вызвала группа потенциальных предпринимателей, материальное положение которых ухудшилось за последний год. Данный результат позволяет говорить о том, что в РФ есть феномен «вынужденного предпринимательства», когда в малый бизнес идут люди, доходы которых не позволяют им обеспечивать нормальный уровень жизни. В предпринимательстве они видят спасение и выход из безысходности. Причем они хотели бы иметь бизнес, несмотря на то, что они находятся в трудном материальном положении, а следовательно не имеют достаточных средств для первоначальных вложений в бизнес. Вероятно, данная категория людей планирует искать заемные средства на беспроцентной основе («любовный капитал») среди членов семьи и друзей. Однако наличие среди населения таких групп все-таки позволяет судить о привлекательности предпринимательской деятельности, так как люди ожидают, что собственный бизнес позволит им «встать на ноги». Третью группу образуют индивиды, материальное положение которых либо несильно ухудшилось, либо не изменилось. При этом они не хотели бы иметь собственный бизнес. Возможно, данную группу составляют индивиды, которые не испытывают сильной нужды, поэтому не рассматривают предпринимательство как единственный выход из сложившейся ситуации.

Также была предпринята попытка рассмотреть, как население видит свое материальное положение в будущий год и что они думают по поводу начала собственного дела (рис.4). Качество модели в этом случае так же достаточно высоко: кумулятивная инерция по 2 осям составила 99% (приложение, табл. 7). Анализ показал, что существует несколько явных групп: (1) респонденты, которые скорее хотели бы иметь собственный бизнес, и при этом ожидают улучшения своего материального положения (оптимисты), (2) респонденты, которые скорее не хотели бы иметь собственный бизнес, потому что считают, что их материальное положение практически не изменится (скептики), (3) респонденты, которые категорически не намерены заниматься предпринимательской деятельностью и при этом ожидают ухудшения материального положения (пессимисты).

Взаимосвязь между наличием /желанием иметь собственный бизнес и улучшением/ухудшением материального положения населения

Рис.3 Взаимосвязь между наличием /желанием иметь собственный бизнес и улучшением/ухудшением материального положения населения.

Данный результат подтверждает наше предположение о наличии среди населения группы «вынужденных» предпринимателей, которые видят в собственном деле «спасательный круг». В данном случае это группа, которая скорее хотела бы начать собственное дело, так как ожидает повышения своего дохода в ближайшем будущем. Данный факт свидетельствует о положительном настрое некоторой части населения по отношению к предпринимательской деятельности. Однако есть еще одна группа населения, «пессимисты», которая, наоборот, полностью отрицает для себя перспективу создания собственного бизнеса, так как «реалистично» оценивает ситуацию. Они понимают, что стадия становления бизнеса требует существенных финансовых вложений, а отдача не будет «сиюминутной», поэтому заранее настраиваются на ухудшения общего материального благосостояния и поэтому намеренно не желает вступать на путь предпринимательства. Выделяется также группа «скептиков», которые не видят в предпринимательстве источника дохода, поэтому не проявляют интереса к предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь между наличием /желанием иметь собственный бизнес и ожиданием улучшения/ухудшения материального положения населения

Рис. 4. Взаимосвязь между наличием /желанием иметь собственный бизнес и ожиданием улучшения/ухудшения материального положения населения.

Данная модель, построенная методом многомерного шкалирования, не показывает нам наличие взаимовлияния переменных, поэтому мы не можем полностью опровергнуть нашу гипотезу (Н6) о том, что индивид, ожидающий ухудшения своего материального положения в будущем, с большей вероятностью захочет начать свое собственное дело, но мы можем сказать, что среди населения не выделяется группы, которая бы характеризовалась обладанием желания иметь свой бизнес и ожидающей ухудшения материального положения.

предпринимательский бизнес восприятие привлекательность

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее