Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Влияние факторов восприятия на желание населения иметь свой собственный бизнес

Введение

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из показателей экономического прогресса любой рыночной экономики, а в переходных обществах - успешности рыночных реформ. Именно малые и средние фирмы с устойчивым темпом прироста создают условия для инновационного развития экономики. Публикация Золтана Акса «The Changing Structure of the U.S. Economy: Lessons from the Steel Industry» (Acs, 1984), опубликованная в 1984 году, разрушила стереотипное представление о малых фирмах как «низкоэффективных копиях больших корпораций». Акс взглянул на малый бизнес совершенно по-другому, присвоив малым фирмам статус «агентов изменений» и двигателей прогресса.

Однако в России, по данным на 2006 год, из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляли всего 44 %, что более чем в 2 раза меньше показателей развитых стран. При этом для России с учетом высокой численности населения, образовательного уровня и других факторов реализация предпринимательского потенциала могла бы способствовать созданию стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального государства (Тихонова, Чепуренко, 2004). При этом если учесть, что в 2006 году ко взрослому населению страны относилось 76,5 млн. человек, то потенциал развития малого предпринимательства уже в то время составлял 7 млн. человек, что в 2,5 раза выше общего числа действующих малых предприятия и индивидуальных предпринимателей1.

При этом государством предпринимаются далеко не все меры, способствующие превращению потенциальных предпринимателей во владельцев нового бизнеса, в то время как успешная реализация программ, направленных на раскрытие предпринимательского потенциала российского общества, могла бы изменить лицо российской экономики.

Ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в России еще больше ухудшилась по причине мирового финансового кризиса, произошедшего в 2008 году: пошатнулась экономика страны в целом, многие малые, средние и крупные предприятия либо понесли существенные потери, либо обанкротились. Очевидно, что стремление людей заниматься предпринимательской деятельностью с целью реализации возможностей (opportunity driven entrepreneurship) в столь неблагоприятный период времени существенно снизилось. Т. Алимова на базе «Глобального мониторинга предпринимательства» (Алимова, 2010) выявила, что к лету 2009 года значительно ухудшился предпринимательский климат в стране, о чем свидетельствовали оценки всех предпринимателей, независимо от стадии развития бизнеса. Среди непредпринимателей также произошел рост «негативизма» (баланс оценок составил -20, 7% и -43,3% в 2008 и 2009 годах соответственно).

С другой стороны, увольнение работников на предприятиях, которые произошли вследствие сокращения оборотов производства, имеет и другой эффект - побуждает население выбирать альтернативные формы занятости (necessity driven entrepreneurship). Таким образом, малое предпринимательство позволяет компенсировать недостаток дохода вследствие потери основного заработка и поддерживать прежний уровень жизни при росте потребительских цен (Габелко, 2010).

В данном случае исследовательский интерес вызывает то, каким способом возможно увеличение предпринимательского потенциала населения в послекризисный период, а также его непосредственная реализация, сопровождающаяся переходом от дилеммы «Быть или не быть предпринимателем?» к стадии старт-апа. Однако на готовность к открытию собственного дела влияют не только макроэкономические факторы, как это принято в экономической теории, но и целый ряд моментов, связанных с восприятием условий, возможностей и наличных предпосылок (субъективно-психологических).

Анализ мотивации к открытию собственного бизнеса, а также ее различий по разным основаниям, позволяет выявить как наличие макроинституциональных ограничений, так и возможности развития предпринимательства. В частности, на основе рассмотрении региональных различий в уровне готовности к открытию собственного дела можно прогнозировать динамику развития предпринимательства в соответствующих регионах, а также предлагать меры, способствующие улучшению восприятия условий для развития предпринимательства.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее