Введение

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из показателей экономического прогресса любой рыночной экономики, а в переходных обществах - успешности рыночных реформ. Именно малые и средние фирмы с устойчивым темпом прироста создают условия для инновационного развития экономики. Публикация Золтана Акса «The Changing Structure of the U.S. Economy: Lessons from the Steel Industry» (Acs, 1984), опубликованная в 1984 году, разрушила стереотипное представление о малых фирмах как «низкоэффективных копиях больших корпораций». Акс взглянул на малый бизнес совершенно по-другому, присвоив малым фирмам статус «агентов изменений» и двигателей прогресса.

Однако в России, по данным на 2006 год, из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляли всего 44 %, что более чем в 2 раза меньше показателей развитых стран. При этом для России с учетом высокой численности населения, образовательного уровня и других факторов реализация предпринимательского потенциала могла бы способствовать созданию стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального государства (Тихонова, Чепуренко, 2004). При этом если учесть, что в 2006 году ко взрослому населению страны относилось 76,5 млн. человек, то потенциал развития малого предпринимательства уже в то время составлял 7 млн. человек, что в 2,5 раза выше общего числа действующих малых предприятия и индивидуальных предпринимателей1.

При этом государством предпринимаются далеко не все меры, способствующие превращению потенциальных предпринимателей во владельцев нового бизнеса, в то время как успешная реализация программ, направленных на раскрытие предпринимательского потенциала российского общества, могла бы изменить лицо российской экономики.

Ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в России еще больше ухудшилась по причине мирового финансового кризиса, произошедшего в 2008 году: пошатнулась экономика страны в целом, многие малые, средние и крупные предприятия либо понесли существенные потери, либо обанкротились. Очевидно, что стремление людей заниматься предпринимательской деятельностью с целью реализации возможностей (opportunity driven entrepreneurship) в столь неблагоприятный период времени существенно снизилось. Т. Алимова на базе «Глобального мониторинга предпринимательства» (Алимова, 2010) выявила, что к лету 2009 года значительно ухудшился предпринимательский климат в стране, о чем свидетельствовали оценки всех предпринимателей, независимо от стадии развития бизнеса. Среди непредпринимателей также произошел рост «негативизма» (баланс оценок составил -20, 7% и -43,3% в 2008 и 2009 годах соответственно).

С другой стороны, увольнение работников на предприятиях, которые произошли вследствие сокращения оборотов производства, имеет и другой эффект - побуждает население выбирать альтернативные формы занятости (necessity driven entrepreneurship). Таким образом, малое предпринимательство позволяет компенсировать недостаток дохода вследствие потери основного заработка и поддерживать прежний уровень жизни при росте потребительских цен (Габелко, 2010).

В данном случае исследовательский интерес вызывает то, каким способом возможно увеличение предпринимательского потенциала населения в послекризисный период, а также его непосредственная реализация, сопровождающаяся переходом от дилеммы «Быть или не быть предпринимателем?» к стадии старт-апа. Однако на готовность к открытию собственного дела влияют не только макроэкономические факторы, как это принято в экономической теории, но и целый ряд моментов, связанных с восприятием условий, возможностей и наличных предпосылок (субъективно-психологических).

Анализ мотивации к открытию собственного бизнеса, а также ее различий по разным основаниям, позволяет выявить как наличие макроинституциональных ограничений, так и возможности развития предпринимательства. В частности, на основе рассмотрении региональных различий в уровне готовности к открытию собственного дела можно прогнозировать динамику развития предпринимательства в соответствующих регионах, а также предлагать меры, способствующие улучшению восприятия условий для развития предпринимательства.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >