Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Бухучет и аудит arrow Аудит коммерческих организаций

Программа и план проверки учета материально-производственных запасов

Разработка программы проверки учитывает тот факт, что аудит материальных ценностей очень трудоемок. Поэтому при организации аудита используется выборочный метод и лишь в исключительных случаях - сплошной. Размер выборки и объем аудиторских процедур зависят от степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля.

На первом этапе аудиторской проверки по данным аналитического учета определяется номенклатура применяемых материалов и выделяются группы основных и вспомогательных материалов, дорогостоящих, легкореализуемых и пр. По хозяйственным договорам определяется география поставщиков, условия поставки и оплаты.

  • 1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей
  • 1.1. Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей
  • 1.2. Аудит учета операций по поступлению-передаче материалов в порядке обмена (бартер)
  • 1.3. Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.)

Аудитор должен выявить все случаи поступления материальных ценностей без счетов-фактур и других сопроводительных документов. Также необходимо проверить соблюдение требований по проведению инвентаризации материальных ценностей, порядок списания с баланса естественной убыли и пр.

Методом обследования выявляются условия хранения производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их сохранности.

К сфере аудиторского контроля относится проверка правильности оценки приобретаемых производственных запасов.

Важным моментом проверки является контроль полноты и своевременности оприходования поступивших материальных ценностей. Для этого сопоставляют наименование и количество оприходованных материалов с аналогичными данными в сопроводительных документах поставщиков.

Важным этапом аудиторской проверки является подтверждение обоснованности оценки и списания материальных ценностей, для чего аудитор проверяет, соответствует ли избранный организацией и зафиксированный в учетной политике метод фактически используемому, подтверждает или не подтверждает экономическую целесообразность применяемого порядка оценки.

С учетом изложенного особое значение приобретает правильное документальное отражение хозяйственных операций.

При проверке бухгалтерского учета поступления ТМЦ делаются следующие записи:

  • · Д10 К60 - поступили материалы;
  • · Д10 К76, 70, 69 - отнесены на стоимость поступивших материалов дополнительные расходы, связанные с приобретением ТМЦ;
  • · Д19 К60 - выделен НДС по приобретенным ТМЦ;
  • · Д60 К51, 71 - оплачены материалы;
  • · Д68 К19 - принят к зачету НДС по приобретенным ТМЦ.

Все бухгалтерские записи необходимо составлять только на основании правильно оформленных первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, подтверждающие достоверность хозяйственной операции: наименование документа, дату составления, содержание операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей ответственных лиц и их личные подписи, по необходимости расшифровку фамилий должностных лиц.

При выявлении в ходе аудита МПЗ фактов отсутствия обязательных реквизитов документа каждое нарушение необходимо рассматривать отдельно, с точки зрения правомерности принятия документа к учету. Все нарушения и результаты анализа оформляют в рабочем документе аудитора.

Методом обследования выявляются условия хранения производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их сохранности.

К сфере аудиторского контроля относится проверка правильности оценки приобретаемых производственных запасов.

Важным моментом проверки является контроль полноты и своевременности оприходования поступивших материальных ценностей. Для этого сопоставляют наименование и количество оприходованных материалов с аналогичными данными в сопроводительных документах поставщиков.

Важным этапом аудиторской проверки является подтверждение обоснованности оценки и списания материальных ценностей, для чего аудитор проверяет, соответствует ли избранный организацией и зафиксированный в учетной политике метод фактически используемому, подтверждает или не подтверждает экономическую целесообразность применяемого порядка оценки.

  • 2. Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия
  • 2.1. Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складски карточек)
  • 2.2. Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия.
  • 2.3. Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки
  • 2.4. Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов
  • 2.5. Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП
  • 3. Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений
  • 3.1. Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов
  • 3.2. Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции
  • 3.4. Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей

В соответствии с ПБУ 5/01 в российской практике бухгалтерского учета в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • · используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • · предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
  • · используемые для управленческих нужд организации.
  • 4. Аудит сводного учета материальных ценностей
  • 4.1. Проверка данных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам, субсчета, направлениям затрат
  • 4.2. Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности
  • 4.3. Сверка оформления результатов инвентаризации

Действенным методом проверки сохранности производственных запасов является проведение внезапной полной или выборочной их инвентаризации в период производства документальной ревизии, а также проверка своевременности, полноты и правильности проведенных инвентаризаций предприятием.

Как правило, сплошная инвентаризация материальных ценностей проводится во время ревизии лишь в тех случаях, когда имеются данные о хищении этих ценностей или их недостач, образовавшихся в результате каких-то иных причин. При обычных условиях наличие материальных ценностей проверяется путем выборочной инвентаризации у различных материально ответственных лиц.

Инвентаризация материальных ценностей осуществляется в соответствии с правилами, изложенными в Основных положениях по инвентаризации.

Единственным дополнением к правилам является лишь то, что наряду с членами инвентаризационной комиссии, созданной для проведения инвентаризации во время ревизии, и материально ответственными лицами инвентаризационные описи подписывает и ревизор (член ревизионной бригады по проведению комплексной документальной ревизии).

При выборочной инвентаризации также создается инвентаризационная комиссия, и проверка наличия материальных ценностей проводится в присутствии материально ответственного лица. Отличительной чертой этой инвентаризации является проверка наличия лишь тех производственных запасов, которые выбирает ревизор (например, краски, молочные бутылки, фартуки, строительные материалы, спецодежда, спецобувь, пищевые продукты и т.д.). Результаты проверки оформляются актом, который прилагается к акту документальной ревизии.

Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора и в таблицах с определением количественного влияния на показатели отчетности.

  • 5. Проведения анализа использования материальных ценностей
  • 5.1. Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода
  • 5.2. Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет

При реализации материальных ценностей проверяется правильность определения их цены, отражения на счетах бухгалтерского учета, начисления налогов и документального оформления этих операций.

Заключительным этапом проверки является контроль за ведением сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются путем сверки журнала-ордера 10, накопительных ведомостей и Главной книги.

При необходимости аудитор проводит анализ всей системы учета материальных ценностей и дает рекомендации по ее рационализации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее