Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Аддиктивное поведение подростков

Формирующий эксперимент

В рамках формирующего эксперимента была разработана программа работы с подростками аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях.

При разработке программы мы основывались на том, что любое поведение имеет не только негативные, но и позитивные для личности стороны. Так, употребление алкоголя подростками может, кроме негативных последствий, преследовать и позитивные цели, такие как включение в среду сверстников, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения. Курение, алкоголизация, сексуальная распущенность могут быть инструментами налаживания отношений со сверстниками, своеобразной социализацией. Поэтому при реализации нашей программы профилактики (как первичной, так и вторичной) различных видов поведения риска следует помнить, что эти виды поведения выполняют важные для подростков функции, их невозможно просто устранить. Необходимо предложить альтернативные виды поведения, удовлетворяющие их потребностям, то есть изменить форму поведения, оставив прежними цели развития.

Принципы построения программы:

  • 1. Многофакторность воздействия на личность подростка и окружающую его социальную среду.
  • 2. Формирование группы подростков, которые смогли бы выполнять социально-поддерживающие функции для остальных членов группы.
  • 3. Обсуждение результатов и эффективности работы программы, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления.
  • 4. Добровольность участия в программе.
  • 5. Конфиденциальность сведений об участниках программы.

Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков.

Задачи:

  • 1. Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение эффективно строить общение и взаимодействие с людьми, принимать ответственные решения.
  • 2. Воспитание позитивной самооценки, осознание наличия собственных ценностей в этой жизни.
  • 3. Наличие некоторых сведений о психоактивных веществах.

Реализация поставленных задач осуществляется через применение социально-педагогических занятий, способствующих перенесению положительного опыта участников в реальную жизнь.

Целевая группа: Подростки, учащиеся общеобразовательных учреждений.

Данная программа включает следующие методы работы:

  • 1. Психологическая коррекция:
    • а) социально-психологический тренинг общения;
    • б) тренинг сензитивности;
    • в) телесно-ориентированный тренинг.
  • 2. Драматическая психоэлевация (воздействие театральными приемами; проигрывание сложных, подобных жизненным, общих ситуаций).
  • 3. Разминки (речевые, двигательные, голосовые).

В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. /Под ред. Трошихиной Е.Г. - СПб.: Речь, 2001. - 216 с., и Сидоренко Е.В. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2003. - 374 с. Большую пользу дали материалы из книги Гарифуллина Р.Р. "Скрытая профилактика наркомании".

Для проведения занятий необходимо помещение, которое позволит работать в круге и выполнять двигательные упражнения, иметь возможность рисовать как за столами, так и лежа на полу.

Работа проводилась на базе средней школы № 37 г. Обь, Новосибирской области, в кабинете школьного психолога. В кабинете есть следующее оборудование:

  • · школьная доска;
  • · парты и стулья;
  • · кресла;
  • · ковер;
  • · книжные шкафы;
  • · телевизор;
  • · видеомагнитофон;
  • · аудиомагнитофон.

Кроме того, для проведения занятий необходимы следующие материалы:

  • · бумага для рисования;
  • · цветная, гофрированная, оберточная бумага;
  • · старые книги и журналы с картинками;
  • · ватман;
  • · краски, кисти, баночки под воду;
  • · карандаши, фломастеры;
  • · пластилин;
  • · ширма;
  • · одеяло;
  • · мячик;
  • · ножницы;
  • · клей;
  • · простые карандаши;
  • · ластик.

Реализовывать работу по данной программе могут подготовленные социальные педагоги и школьные психологи.

В работе участвовали 12 учеников 7 класса:

п/п

Экспериментальная группа

1

Лена К.

2

Петр М.

3

Миша П.

4

Вадим Г.

5

Миша О.

6

Игорь К.

7

Оля А.

8

Нина Ф.

9

Юля Я.

10

Ната У.

11

Алёша П.

12

Саша В.

Социально-педагогическая деятельность по программе осуществлялась 2 раза в неделю с октября по декабрь 2005 года и состояла из 26 занятий по 1 часу каждое (см. приложение 3).

Программа включала следующие занятия (см. приложение 4):

Вводное занятие "Знакомство".

Цель: Знакомство участников между собой и с правилами работы в группе.

Блок 1. Коррекция агрессии (4 занятия).

Цель: Коррекция агрессии

Задачи:

  • · Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • · Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  • · Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  • · Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  • · Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  • · Развивать способности к эмпатии.
  • · Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  • · Обрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
  • · Учить брать ответственность на себя.

Блок 2. Развитие межличностного общения (4 занятия).

Цель: Развивать навыки межличностного общения

Задачи:

  • · Формировать умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение.
  • · Формировать умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера.
  • · Умение снять излишнее напряжение.
  • · Формировать умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.
  • · Формировать умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения.
  • · Формировать умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Блок 3. Снятие мышечных зажимов(4 занятия).

Цель: Развитие у подростка отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний; снятие мышечных зажимов.

Задачи:

  • · Развитие поведенческой пластичности.
  • · Расширение диапазона и потенциала движений.
  • · Формирование положительного образа физического "я".
  • · Снижение тревожности, возникшей вследствие негативного образа тела.

Блок 4. Подверженность вредным привычкам (4 занятия).

Цель: Профилактика вредных привычек.

Задачи:

  • · Дать представление о вреде курения, алкоголя и наркотиков.
  • · Помочь в выработке участниками активной жизненной позиции.

Блок 5. Противостояние чужому мнению(4 занятия).

Цель: Формировать умение противостоять чужому мнению.

Задачи:

  • · Выработка навыков уверенного поведения.
  • · Обучение аргументировать свою точку зрения.
  • · Формирование умения отстаивать свои интересы.

Блок. 6 Поло-ролевая идентификация (4 занятия).

Цель: Формирование правильной поло-ролевой идентификации

Задачи:

  • · Анализ общих различий мужчин и женщин.
  • · Своевременное информирование и воспитание положительного отношения ко всем процессам, которые происходят в организме.

Заключительное занятие.

Цель: Подведение итогов работы, вспоминание различных эпизодов и сценок, ориентация участников в материале занятий, помощь во включении опыта, приобретенного в группе в повседневную жизнь.

По окончании работы были сделаны следующие выводы:

Вся программа посвящена одной идее - быть собой и самому строить свою жизнь. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, что дает жизнь новым возможностям.

В программе мы вместе с детьми двигались от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию близких отношений. Мы обращались к разным сторонам существования участников программы, к их прошлому и к тому, какими они хотят быть и как жить.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее