Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Аддиктивное поведение подростков

Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: Проведение психологического тестирования, с целью определения у подростков признаков аддиктивного поведения.

Задачи эксперимента:

  • 1. Определение ориентировочного уровня потребления психоактивных веществ (алкоголя, табака); знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя.
  • 2. Диагностика личности подростков (выявление аномальных черт характера, особенностей самооценки и т.д.).

В эксперименте участвовали 24 подростка, учащиеся 7 класса средней школы №37 г. Обь, Новосибирской области.

Для определения знаний подростков о психоактивных веществах, навыков отказа от них, поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя нами была использована методика, специально разработанная психологами для подростков "Проверь себя".

Инструкция: Мы предлагаем тест, который поможет тебе заранее определить, насколько опасны для тебя никотин, алкоголь, наркотики и оценить свои силы, чтобы бороться с ними. Выбери один из вариантов ответа.

  • 1. Как ты относишься к "голубому дымку"?
  • а) Курильщик отравляет помещение и превращает всех окружающих в пассивных курильщиков.
  • б) Каждый должен решать сам, где и сколько курить.
  • в) Курить можно лишь в строго отведенных местах.
  • 2. Скоро экзамен, ты нервничаешь. Твой приятель предлагает тебе "успокаивающую" таблетку. Возьмешь или откажешься?
  • а) Возьму, если я совсем в "ауте".
  • б) Не возьму, потому что я боюсь, что не смогу достать в следующий раз такую же, а привычка появится.
  • в) Не нуждаюсь в искусственном "успокоении".
  • 3. На вечеринке по кругу идет "травка". Твои друзья затягиваются, а ты?
  • а) Разок попробую.
  • б) Нет, лучше уйду.
  • в) Вдоволь посмеюсь над дураками.
  • 4. Собралась веселая компания. Ты немного опоздал, все уже хорошо выпили. Твои действия?
  • а) Выпью, чтобы "догнать" друзей.
  • б) Мне не слишком нравится, когда хорошее настроение зависит от алкоголя.
  • в) У меня и без выпивки хорошее настроение.
  • 5. Есть мнение, что сами наркотики не опасны, нужно только знать, как с ними обращаться. Как ты думаешь?
  • а) Так думает только идиот.
  • б) Верно, если наркотики несильные.
  • в) Я всегда могу остановиться.
  • 6. Некоторые говорят, что "крутая" музыка и наркотики неразделимы.
  • а) Можно слушать музыку и без наркотиков.
  • б) После "дозы" музыка вообще не воспринимается.
  • в) Все музыканты что-нибудь да принимают.
  • 7. Твой приятель просит в долг денег, он колется. Твои действия?
  • а) Я все равно дам ему взаймы.
  • б) Ни за что!
  • в) Дам, если буду знать, для чего ему нужны деньги.
  • 8. Ты ужасно влюблен. Однако, твоя подружка не прочь пропустить рюмку-другую. Твоя реакция?
  • а) Почему бы и нет?
  • б) Запрещу ей это делать.
  • в) Брошу!

Интерпретация результатов:

А

Б

В

1

10

0

5

2

5

0

10

3

0

10

5

4

0

10

5

5

10

0

0

6

10

5

0

7

0

10

5

8

0

10

5

  • 0-0 очков - подростки, имеющие опыт употребления психоактивных веществ или склонные к употреблению.
  • 25-30 очков - подростки, не имеющие стойкой позиции относительно психоактивных веществ, поддающиеся на уговоры окружающих.
  • 50-80 очков - подростки имеющие отрицательную позицию в отношении психоактивных веществ.

Для определения самооценки нами была использована методика "Самооценка" (см. приложение 1).

При изучении психологических особенностей подростков использован тест Кеттела Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 247. (см. приложение 2).

Результаты констатирующего эксперимента:

Тест Кеттела

1. Лена К.

3

2

7

4

3

2

8

9

8

3

8

2. Петр М.

4

3

7

3

4

3

4

7

8

2

8

3. Влад С.

7

6

5

5

6

7

5

6

7

6

7

4. Миша П.

3

2

8

2

3

3

6

10

9

3

9

5. Ира С.

8

7

5

6

8

8

6

3

4

7

2

6. Вадим Г.

2

5

4

3

2

3

8

4

3

3

3

7. Миша О.

3

3

7

3

2

2

7

3

4

2

2

8. Игорь К.

4

6

4

3

3

4

5

6

4

3

4

9. Лена Ф.

7

6

3

6

6

5

7

3

5

6

3

10. Саша В.

5

3

4

7

5

5

7

3

2

4

3

11. Влад Г.

7

8

2

7

7

6

6

2

2

7

2

12. Катя М.

6

8

2

8

8

7

8

2

3

6

3

13. Оля А.

3

3

9

4

4

4

3

8

8

2

7

14. Нина Ф.

5

5

6

4

4

4

5

4

4

4

3

15. Алёша О.

5

7

6

5

6

5

5

3

2

5

4

16. Дима З.

8

7

3

7

9

10

8

3

2

7

4

17. Надя К.

7

7

2

7

8

8

9

2

4

8

3

18. Юля Я.

3

2

8

4

4

5

2

9

10

4

8

19. Ната У.

3

3

9

3

3

3

4

9

9

3

8

20. Алёша П.

2

3

9

3

2

3

4

10

8

3

10

21. Таня П.

9

8

2

8

9

8

6

2

3

9

2

22. Никита Ч.

6

5

4

7

5

5

8

3

3

6

4

23. Вика Л.

5

5

4

6

6

7

7

4

4

6

3

24. Лена Д.

5

7

5

6

7

8

7

3

4

5

3

Тест "Самооценка"

Низкий уровень самооценки

2 человека

8,33%

Ниже среднего уровень

8 человек

33,33%

Средний уровень самооценки

8 человек

33,33%

Выше среднего

2 человека

8,33%

Высокий уровень

3 человека

12,50%

Неадекватно высокий уровень

1 человек

4,16%

Тест "Проверь себя"

Подростки с опытом употребления ПАВ

8 человек

33%

"Группа риска"

9 человек

38%

Подростки с отрицательной позицией

7 человек

29%

По тесту "Проверь себя" мы получили, что опыт употребления ПАВ имеют: Миша О., Вадим Г., Ната У., Алёша П., Лена К., Миша П., Игорь К., Саша В.

При изучении психологических особенностей с использованием теста Кеттела, установлено, что у подростков, склонных к аддиктивному поведению отмечаются: несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность.

По результатам констатирующего эксперимента, подростки были разделены на две равные группы (по 12 человек) - экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу были отобраны подростки, личностные характеристики по тесту Кеттелла которых свидетельствовали о возможности развития у них аддикции (низкий уровень благоразумия, самоконтроля, высокий уровень эмоциональной возбудимости). Принимались во внимание результаты по тесту "Проверь себя" (отбирались дети с опытом употребления ПАВ и из "группы риска") и тесту "Самооценка" (отбирались дети с неадекватным уровнем самооценки).

В формирующем эксперименте участвовали только подростки из экспериментальной группы.

п/п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Лена К.

Влад С.

2

Петр М.

Ира С.

3

Миша П.

Лена Ф.

4

Вадим Г.

Влад Г.

5

Миша О.

Катя М.

6

Игорь К.

Алёша О.

7

Оля А.

Дима З.

8

Нина Ф.

Надя К.

9

Юля Я.

Таня П.

10

Ната У.

Никита Ч.

11

Алёша П.

Вика Л.

12

Саша В.

Лена Д.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее