Введение

Работа посвящена выявлению особенностей проявления агрессивных реакций. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. 8,18. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя - аутоагрессия. 20,416.

Агрессия представляет собой совокупность показателей - физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Актуальность: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство.

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, кинопродукция, - «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей. Проникновение западных музыкальных стилей и направлений, обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение. Рост агрессивных тенденций отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для подростков характерно большое количество конфликтов, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время выросла молодежная преступность. Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучное положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивных реакций у подростков.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: особенности проявления агрессивных реакций у подростков.

Гипотеза: Мы предположили, что у девушек в подростковом возрасте преобладают такие агрессивные реакции, как косвенная и вербальная агрессия, раздражение. А у юношей - физическая агрессия, раздражение, негативизм.

В соответствии с выдвинутыми: целью, объектом, гипотезой, были сформулированы следующие задачи:

  • 1. Провести теоретический обзор по теме агрессия.
  • 2. Подобрать инструментарий.
  • 3. Изучить экспериментальные группы с учётом полученных данных тестирования.
  • 4. Описать полученные данные и результаты.
  • 5. Выяснить особенности проявления агрессивных реакций у подростков.
  • 6. Подведение итогов и написание выводов, рекомендаций.

Методологическая основа исследования: В своей работе мы опирались на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др.

Методы исследования: Диагностика состояния агрессии (Опросник «Баса-Дарки») и Тест «Уровень конфликтности».

Практическая значимость: Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы преподавателями школы в организации работы с учениками, а также помогут в работе с учениками школьному психологу и школьному социальному педагогу.

База исследования: Базой исследования выступают учащиеся 8 классов МКОУ СОШ №2, г. Шелехов, Иркутской области в количестве 20 респондентов в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 10 девушек и 10 юношей.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из: введения, 2-х глав: Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей агрессивных подростков; Глава II. Эмпирическое исследование. А также заключения, списка литературы, приложения. Всего страниц с приложениями - 36.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >