Порайонный обзор Баренцева и Белого морей и условий базирования флота

Побережье и воды Баренцева моря можно разделить на следующие районы.

  • 1) Район Кольского залива, в котором расположены главная база Северного флота Полярное, главный торговый, рыбный порт и крупный промышленный центр Мурманск.
  • 2) Кильдинский плес, обеспечивающий оборону подступов к Кольскому заливу и развертывание флота, базирующегося на последний.
  • 3) Мотовский залив, являющийся укрытой морской коммуникацией.
  • 4) Рыбачий и Средний полуострова, представляющие собой западнофланговый район обороны подступов к Кольскому заливу и район, а котором можно организовать маневренную базу.
  • 5) Териберкский район как восточнофланговый район обороны Кольского залива, в

котором также можно организовать маневренную базу; район, имеющий значение для промежуточного базирования на коммуникации Архангельск-Мурманск. 6) Нокуевский район как район промежуточного базирования на коммуникации Архангельск-Мурманск.

7) Иоканкский район как район маневренного базирования для обороны входов в Белое море и обеспечения выхода коммуникации из Белого в Баренцево море и в Северный Ледовитый океан.

Кольский залив вдается в побережье материка на 31 милю. В северной части он имеет значительные глубины - от 100 до 300 м; далее к югу глубины постепенно уменьшаются и против Мурманского порта доходят до 20-40 м. Залив имеет ряд губ, допускающих рассредоточенное базирование флота. Главная база Северного флота - Полярное - расположена в Екатерининской гавани, в западной части Кольского залива, между островом Екатерининский и материком.

Кольский залив вдается в побережье материка на 31 милю. В северной части он имеет значительные глубины - от 100 до 300 м; далее к югу глубины постепенно уменьшаются и против Мурманского порта доходят до 20-40 м. Залив имеет ряд губ, допускающих рассредоточенное базирование флота. Главная база Северного флота - Полярное - расположена в Екатерининской гавани, в западной части Кольского залива, между островом Екатерининский и материком.

Для ремонта кораблей Северного флота большое значение имеет Мурманский торговый порт, расположенный в глубине Кольского залива, в 30 милях от входа с моря. Здесь имеются судоремонтный и судостроительные заводы Главного управления Северного Морского пути.

В районе Кольского залива расположены сухопутный аэродром и гидроаэродром.

Преимуществом базирования флота в Кольском заливе является возможность создания хорошей обороны и охраны базы с моря, воздуха и суши, обилие внутренних бухт и губ, допускающих рассредоточенную и укрытую стоянку флота. На остовых подходах к Кольскому заливу расположен остров Кильдин, отделяющийся от материка глубоководным проливом шириной от полутора до двух миль, именующимся Кильдинской салмой. В восточной части этого пролива находится защищенная от ветров бухта Могильная, представляющая собой удобную якорную стоянку.

К западу от советских районов Баренцева моря расположен Варангер-фьорд, в котором находятся порты и бухты, пригодные для базирования кораблей всех классов. Варангер-фьорд вдается в побережье Норвегии и Финляндии между полуостровами Варангер, Рыбачий и Средний. Наибольшая протяженность этого залива - 50 миль, ширина при входе 39 миль и в западной части - 2 мили. Южное побережье фьорда состоит из кристаллических пород (гранита, гнейса); вершины побережья достигают 400-500 м. Северно-западное побережье сложено из осадочных пород (песчаники, известняки) подобно полуострову Рыбачий и острову Кильдин; наибольшие высоты этого побережья имеют 150-250 м. В Варангер-фьорде имеются большие глубины, у южного берега они достигают 400 м.

Наиболее извилистые и укрытые бухты вдаются в южное побережье Варангер-фьорда. Большинство из них имеет большие глубины и почти все открыты северным ветрам. В Финское побережье Варангер-фьорда вдается губа Петсамо (Печенга), в которой и расположен порт Лиинахамари, бывший единственный финским портом на Баренцевом море. Губа Петсамо имеет наибольшее протяжение в юго-западном направлении - 9 миль. Берега губы каменисты и возвышены, причем отдельные возвышенности у входа достигают 294 м. Далее к югу прибрежные возвышенности несколько понижаются до 140-170 м. В южную часть губы впадает порожистая река Петсамониоки (Печенга), по берегам которой имеются заболоченные районы.

Вход в губу из Баренцева моря не представляет особых затруднений, несмотря на то, что губа вдается в берет четырьмя коленами. Северное колено совершенно не пригодно для якорной стоянки ввиду открытого характера для ветра и волны с моря и значительных глубин - от 90 до 160 м. Второе колено круто загибает к западу и образует небольшую, но глубоководную (30-35 м) бухту Лиинахамари (Девкина заводь) протяжением по параллели в 1 милю и по меридиану в 6 каб. При свежих северных ветрах в бухту заходит крупная зыбь, и поэтому стоянка кораблей здесь часто бывает неспокойной, якоря держат плохо, вследствие чего корабли дрейфуют. Ввиду малых размеров бухты в ней могут одновременно стоять на якоре только три-четыре миноносца.

В северо-западной части бухты Лиинахамари находится порт с тремя причалами (рис. 1). Глубина у причала № 1 в малую воду 5,5-6,1 м. При сильной зыби с моря стоянка у него неспокойна.

Самый большой из причалов (№ 2) был предназначен для погрузки на суда никелевой руды. Глубина у этого причала в малую воду 6,5- 7,5 м. Остовый причал № 3 - рыболовный и бункерный с глубиной возле него в малую воду 4,1-5,6 м.

К порту Лиинахамари подведено гудронированное шоссе, идущее далее на юг, в глубь страны, к железнодорожной станции Рованиеми (расстояние 531 км). В расстоянии 33 км к югу от Лиинахамари находился финский аэродром Луостари.

В 80 км от Лиинахамари расположены никелевые рудники, которые разрабатывались англо-канадской концессией.

Перед входом в губу Петсамо, в 8-9 милях к северу, лежат острова Хейнесаари (Стура-Хен-Ей), удобные для организации на них постов службы наблюдения и связи. Губа Петсамо с портом Лиинахамари являлась начальным пунктом единственной открытой и незамерзающей морской коммуникации Финляндии, связывающей ее с капиталистическими государствами.

На Петсамо могут базироваться легкие силы флота. Наилучшие якорные стоянки на норвежском побережье Варангер-фьорда сосредоточены вдоль его южных берегов. Три фьорда: Бек-фьорд, Корс-фьорд и Хье-фьорд, предоставляют возможности для стоянки линейных кораблей. На полуострове между Ланг-фьордом и Эльвенес-фьордом расположен самый большой из портов Варангер-фьорда Киркенес, из которого вывозилась норвежская железная руда, добываемая в его окрестностях. Порт имеет общую длину причального фронта 260 м при глубинах от 6 до 8,5 м. Погрузка железной руды обеспечивалась четырьмя электрическими кранами. В порту имелся слил грузоподъемностью в 360 т. В городе насчитывалось до 4200 жителей.

На северо-западном побережье Варангер-фьорда находятся два небольших рыболовных порта - Вадсэ и Вардэ, на которые могут базироваться тральщики и сторожевые корабли.

К востоку от острова Магерей имеется важный в оперативно-стратегическом отношении единственный выход из внутреннего норвежского фарватера в Баренцево море. Вдоль всего побережья Варангер-фьорда проложено шоссе, которое пересекало границу Норвегии и Финляндии и соединялось с финскими шоссейными дорогами. Это шоссе соединяет также крупный северо-западный порт Норвегии Нарвик, экспортирующий шведскую железную руду, с районом Варангер-фьорда. В обстановке войны Союза ССР с Финляндией через Нарвик можно было ожидать переброски войск противника, боевого снабжения и продовольствия как в район Варангер-фьорда по шоссе, так и к побережью Ботнического залива по железной дороге для дальнейшего направления их в центральные районы Финляндии и к Карельскому фронту. Таким образом район Варангер-фьорда, связанный сухопутными дорогами с атлантическим побережьем Норвегии, имеет очень большое значение.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >