Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow БЖД arrow Военно-морской театр на Баренцевом море

Порайонный обзор Баренцева и Белого морей и условий базирования флота

Побережье и воды Баренцева моря можно разделить на следующие районы.

  • 1) Район Кольского залива, в котором расположены главная база Северного флота Полярное, главный торговый, рыбный порт и крупный промышленный центр Мурманск.
  • 2) Кильдинский плес, обеспечивающий оборону подступов к Кольскому заливу и развертывание флота, базирующегося на последний.
  • 3) Мотовский залив, являющийся укрытой морской коммуникацией.
  • 4) Рыбачий и Средний полуострова, представляющие собой западнофланговый район обороны подступов к Кольскому заливу и район, а котором можно организовать маневренную базу.
  • 5) Териберкский район как восточнофланговый район обороны Кольского залива, в

котором также можно организовать маневренную базу; район, имеющий значение для промежуточного базирования на коммуникации Архангельск-Мурманск. 6) Нокуевский район как район промежуточного базирования на коммуникации Архангельск-Мурманск.

7) Иоканкский район как район маневренного базирования для обороны входов в Белое море и обеспечения выхода коммуникации из Белого в Баренцево море и в Северный Ледовитый океан.

Кольский залив вдается в побережье материка на 31 милю. В северной части он имеет значительные глубины - от 100 до 300 м; далее к югу глубины постепенно уменьшаются и против Мурманского порта доходят до 20-40 м. Залив имеет ряд губ, допускающих рассредоточенное базирование флота. Главная база Северного флота - Полярное - расположена в Екатерининской гавани, в западной части Кольского залива, между островом Екатерининский и материком.

Кольский залив вдается в побережье материка на 31 милю. В северной части он имеет значительные глубины - от 100 до 300 м; далее к югу глубины постепенно уменьшаются и против Мурманского порта доходят до 20-40 м. Залив имеет ряд губ, допускающих рассредоточенное базирование флота. Главная база Северного флота - Полярное - расположена в Екатерининской гавани, в западной части Кольского залива, между островом Екатерининский и материком.

Для ремонта кораблей Северного флота большое значение имеет Мурманский торговый порт, расположенный в глубине Кольского залива, в 30 милях от входа с моря. Здесь имеются судоремонтный и судостроительные заводы Главного управления Северного Морского пути.

В районе Кольского залива расположены сухопутный аэродром и гидроаэродром.

Преимуществом базирования флота в Кольском заливе является возможность создания хорошей обороны и охраны базы с моря, воздуха и суши, обилие внутренних бухт и губ, допускающих рассредоточенную и укрытую стоянку флота. На остовых подходах к Кольскому заливу расположен остров Кильдин, отделяющийся от материка глубоководным проливом шириной от полутора до двух миль, именующимся Кильдинской салмой. В восточной части этого пролива находится защищенная от ветров бухта Могильная, представляющая собой удобную якорную стоянку.

К западу от советских районов Баренцева моря расположен Варангер-фьорд, в котором находятся порты и бухты, пригодные для базирования кораблей всех классов. Варангер-фьорд вдается в побережье Норвегии и Финляндии между полуостровами Варангер, Рыбачий и Средний. Наибольшая протяженность этого залива - 50 миль, ширина при входе 39 миль и в западной части - 2 мили. Южное побережье фьорда состоит из кристаллических пород (гранита, гнейса); вершины побережья достигают 400-500 м. Северно-западное побережье сложено из осадочных пород (песчаники, известняки) подобно полуострову Рыбачий и острову Кильдин; наибольшие высоты этого побережья имеют 150-250 м. В Варангер-фьорде имеются большие глубины, у южного берега они достигают 400 м.

Наиболее извилистые и укрытые бухты вдаются в южное побережье Варангер-фьорда. Большинство из них имеет большие глубины и почти все открыты северным ветрам. В Финское побережье Варангер-фьорда вдается губа Петсамо (Печенга), в которой и расположен порт Лиинахамари, бывший единственный финским портом на Баренцевом море. Губа Петсамо имеет наибольшее протяжение в юго-западном направлении - 9 миль. Берега губы каменисты и возвышены, причем отдельные возвышенности у входа достигают 294 м. Далее к югу прибрежные возвышенности несколько понижаются до 140-170 м. В южную часть губы впадает порожистая река Петсамониоки (Печенга), по берегам которой имеются заболоченные районы.

Вход в губу из Баренцева моря не представляет особых затруднений, несмотря на то, что губа вдается в берет четырьмя коленами. Северное колено совершенно не пригодно для якорной стоянки ввиду открытого характера для ветра и волны с моря и значительных глубин - от 90 до 160 м. Второе колено круто загибает к западу и образует небольшую, но глубоководную (30-35 м) бухту Лиинахамари (Девкина заводь) протяжением по параллели в 1 милю и по меридиану в 6 каб. При свежих северных ветрах в бухту заходит крупная зыбь, и поэтому стоянка кораблей здесь часто бывает неспокойной, якоря держат плохо, вследствие чего корабли дрейфуют. Ввиду малых размеров бухты в ней могут одновременно стоять на якоре только три-четыре миноносца.

В северо-западной части бухты Лиинахамари находится порт с тремя причалами (рис. 1). Глубина у причала № 1 в малую воду 5,5-6,1 м. При сильной зыби с моря стоянка у него неспокойна.

Самый большой из причалов (№ 2) был предназначен для погрузки на суда никелевой руды. Глубина у этого причала в малую воду 6,5- 7,5 м. Остовый причал № 3 - рыболовный и бункерный с глубиной возле него в малую воду 4,1-5,6 м.

К порту Лиинахамари подведено гудронированное шоссе, идущее далее на юг, в глубь страны, к железнодорожной станции Рованиеми (расстояние 531 км). В расстоянии 33 км к югу от Лиинахамари находился финский аэродром Луостари.

В 80 км от Лиинахамари расположены никелевые рудники, которые разрабатывались англо-канадской концессией.

Перед входом в губу Петсамо, в 8-9 милях к северу, лежат острова Хейнесаари (Стура-Хен-Ей), удобные для организации на них постов службы наблюдения и связи. Губа Петсамо с портом Лиинахамари являлась начальным пунктом единственной открытой и незамерзающей морской коммуникации Финляндии, связывающей ее с капиталистическими государствами.

На Петсамо могут базироваться легкие силы флота. Наилучшие якорные стоянки на норвежском побережье Варангер-фьорда сосредоточены вдоль его южных берегов. Три фьорда: Бек-фьорд, Корс-фьорд и Хье-фьорд, предоставляют возможности для стоянки линейных кораблей. На полуострове между Ланг-фьордом и Эльвенес-фьордом расположен самый большой из портов Варангер-фьорда Киркенес, из которого вывозилась норвежская железная руда, добываемая в его окрестностях. Порт имеет общую длину причального фронта 260 м при глубинах от 6 до 8,5 м. Погрузка железной руды обеспечивалась четырьмя электрическими кранами. В порту имелся слил грузоподъемностью в 360 т. В городе насчитывалось до 4200 жителей.

На северо-западном побережье Варангер-фьорда находятся два небольших рыболовных порта - Вадсэ и Вардэ, на которые могут базироваться тральщики и сторожевые корабли.

К востоку от острова Магерей имеется важный в оперативно-стратегическом отношении единственный выход из внутреннего норвежского фарватера в Баренцево море. Вдоль всего побережья Варангер-фьорда проложено шоссе, которое пересекало границу Норвегии и Финляндии и соединялось с финскими шоссейными дорогами. Это шоссе соединяет также крупный северо-западный порт Норвегии Нарвик, экспортирующий шведскую железную руду, с районом Варангер-фьорда. В обстановке войны Союза ССР с Финляндией через Нарвик можно было ожидать переброски войск противника, боевого снабжения и продовольствия как в район Варангер-фьорда по шоссе, так и к побережью Ботнического залива по железной дороге для дальнейшего направления их в центральные районы Финляндии и к Карельскому фронту. Таким образом район Варангер-фьорда, связанный сухопутными дорогами с атлантическим побережьем Норвегии, имеет очень большое значение.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее