Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow БЖД arrow Военно-морской театр на Баренцевом море

Климатический и гидрографическо-навигационный обзор

В климатическом и гидрографическо-навигационном отношении северный морской театр представляет ряд характерных особенностей, очень сильно влияющих на использование военно-морских сил и военно-морского оружия на театре.

Основной характер климата обусловливается теплыми океанскими течениями в сочетании с исландскими циклонами и льдами Арктики.

В зимнее время над сушей устанавливается устойчивая область повышенного давления, а над Баренцевым морем держится область пониженного давления, в летнее же время получается обратное явление, вследствие чего происходит довольно правильная смена господствующих ветров: зимой ветры дуют преимущественно с суши, летом с моря. Для северного театра весьма характерны туманы, низкая облачность, меняющиеся условия дальности видимости. На характер боевых действий, особенно вблизи берегов, большое влияние имеют низовые туманы и снеговые (летом - дождевые) заряды, т.е. осадки, выпадающие чрезвычайно интенсивно в течение короткого промежутка времени (15-20 мин.). Во время прохождения заряда дальность видимости практически равняется нулю, но после его окончания снова наступает ясная погода. Зимой при температуре ниже -5° происходит явление курения воды, т.е. образование низовых туманов, затрудняющих выход кораблей из узкостей в заливах и плавание вблизи берегов. В Баренцевом море за год около 10% всех суток бывает с туманом, но число их по побережью распределяется неравномерно.

Побережье Баренцева моря отличается значительной облачностью: в течение года вероятность пасмурного состояния неба (облачность 9-10 баллов) превышает 70%. В Баренцево море преобладают облака нижних ярусов, что сильно затрудняет использование авиации.

Дальность видимости на северном театре имеет очень изменчивый характер; например, тотчас же после предельно большой видимости и может наступить чрезвычайно малая.

Большое влияние на характер боевых действий оказывает различная продолжительность светлого и темного времени по сезонам. На всем протяжении Баренцева моря, находящегося к северу от Северного Полярного круга, в зимнее время (в ноябре и декабре) продолжается полярная ночь, во время которой солнце не восходит вовсе; а в летнее время, с начала апреля до начала августа, - полярный день с незаходящим солнцем.

В полярные ночи только в продолжение около четырех часов в сутки условия видимости допускают проведение боевых действий в обстановке, схожей с дневной, - всю же остальную часть суток, когда господствует полярная ночь, боевые действия невозможны.

В летнее время при наличии круглосуточного дня громадное преимущество имеет тот противник, который обладает господством в воздухе. В этих условиях не представляется возможным рассчитывать на проведение операций на море скрытно, так как выход кораблей из базы переход морем могут непрерывно наблюдаться противником с воздуха.

Таким образам военно-географические условия оказывают большое влияние на использование военно-морских сил и военно-морского оружия на северном театре. Все моря северного театра лежат в области материковой отмели и имеют глубины в пределах 200-400 м, глубины же в 1000 м и более находятся уже в Северном Ледовитом океане.

Баренцево море имеет наибольшие глубины порядка 540 м, расположенные у его западных рубежей. У берегов Кольского залива имеются глубины 200-400 м, позволяющие у самых берегов плавать надводным кораблям всех классов и подводным лодкам под перископом. К востоку от меридиана Териберка прибрежные глубины уменьшаются до 100 м, а к входу в Белое море - до 50 м и менее. Хотя глубины Баренцева моря значительны, но все же они допускают постановку специальных мин с длинными минрепами.

Ледовый режим Баренцева моря зависит от наличия в нем ветвей теплых атлантических течений. Зимой, к апрелю, граница льдов проходит несколько западней мыса Святой Нос, а свободное от льдов пространство моря занимает параллельно берегу полосу шириной около 200 миль. В результате большинство портов и якорных мест норвежского и финского побережий и порты Мурманского побережья доступны для судоходства круглый год. В Варангер-фьорде влияние теплого течения сказывается менее сильно и внутренние части бухт замерзают с января по март, а в суровые зимы - с декабря по апрель.

Губа Петсамо замерзает от устья реки Петсамониоки до бухты Лиинахамари в период с ноября по июнь. Кольский залив севернее острова Сальный не замерзает, к югу от этого острова замерзает очень редко, а Кильдинский пролив никогда не замерзает.

Из прочих гидрографическо-навигационных элементов наибольшее влияние на боевые действия имеют приливо-отливные явления и волнение.

Приливо-отливные явления достигают значительной величины в Кольском заливе в Екатерининской гавани, где высота полной сизигийной воды над нулем карты составляет 3,6 м, в губе Петсамо, в пор ту Лиинахамари - 3,3 м. Вследствие этого глубина у причальных линий и высота причалов над уровнем воды в течение суток сильно меняются. Мины, поставленные на определенное углубление, могут, если не учесть изменения уровня воды, всплывать на поверхность и демаскировать постановку минных заграждений. На точность постановки и углубления мин еще большее влияние оказывают сильные переменные приливо-отливные течения, в особенности в Горле Белого моря.

Волнение в Баренцевом море ввиду открытого характера последнего достигает значительной силы. При северо-западном ветре в 10-11 баллов и состоянии моря в 9-10 баллов образуются волны длиной около 120 м и высотой около 6-8 м. Малые корабли при штормовой погоде в боевых действиях участвовать не могут.

Хотя берега Баренцева моря отличаются приглубым характером и вдаль берегов подводных опасностей нет, тем не менее плавание в прибрежной полосе затруднено из-за продолжительных туманов и снежных зарядов. В таких случаях определение места по береговым предметам становится невозможным. В этих условиях движение корабля вдоль побережья возможно только при отличном знании приливо-отливных течений, создающих дрейф корабля.

Однообразие мурманского берега затрудняет ориентировку мореплавателям даже при большой дальности видимости. Особенно опасным районом для плавания является северная часть Белого моря. Совокупность низких температур, плохой видимости, наличия волны и зыби создают суровый характер театра, требующий от экипажа кораблей хороших морских качеств и навигационных навыков.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее