Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Антропология бессознательного К.Г. Юнга

Антропология бессознательного К.Г. Юнга


Аннотация

Данное исследование представляет собой попытку осмысления понятия бессознательного в философско-антропологической концепции К. Г. Юнга. Автор статьи подчёркивает тот факт что, по мнению учёного, бессознательные свойства личности зачастую обладают для нее решающим значением. Личное бессознательное представляет собой не статическую, а динамическую структуру. В отличие от личного бессознательного, структурные компоненты коллективного бессознательного -- архетипы, универсальны, так как «действуют» в психике каждого человека и всего человечества. Бессознательное -- это область психики, которая не только связана с личным опытом индивида, но и обусловлена наследственностью и принадлежностью к человеческому роду. Важно отметить, что антропологическая концепция К. Г. Юнга, во многом определяется своей эпохой и перекликается с другими философскими направлениямиXIX--XX веков.

Ключевые слова: бессознательное, антропология, личность, «Эго», архетипы, философско--антропологическая концепция, психика.

Приступая к исследованию антропологической концепции К. Г. Юнга, следует уделить внимание чертам, отличающим его, как мыслителя, определяющим интегральное направление в философии. Актуально напомнить о той части его творческого пути, который сформировал интегральное направление философии Юнга. Так, во второй период своего творчества Юнг отказывается от идеи этнического бессознательного, утверждая существование общечеловеческого коллективного бессознательного, архетипы которого равно действуют в психике каждого человека. бессознательный архетип юнг антропологический

Целью данной работы является попытка осмысления понятия бессознательного в философско-антропологической концепции К. Г. Юнга.

Полная картина психики должна включать недоступные сознанию компоненты. Здесь появляется главная проблема и парадокс: невозможно раскрыть в полной мере с помощью доступных сознанию способов те слои психики, которые «лежат за сознанием».

В то же время упускать их из виду никак нельзя, так как эти издревле присущие человеческой психике структуры действуют в психике современного человека как своего рода закодированный в структурах мозга наследственный материал, периодически всплывающий на поверхность, прорывающийся в сознание и способный даже подчинить сознание человека.

Эта динамика ярко проявляет себя в психических расстройствах, на что Юнг и обращает свое особое внимание. Он замечает в симптомах своих пациентов именно те мифологические мотивы, которые отражали картину мира древнего человека.

Проводя свои исследования человеческой психики, а также обращаясь к истории религии, истории философии, мифологии, литературе, различным научным областям, - Юнг обнаруживает тот факт, что в психике так называемого нормального человека также действуют мифические образы и мотивы. Последние проявляются в фантазиях, сновидениях, ритуальных действиях, произведениях искусства.

Юнг считает, что бессознательные свойства личности зачастую обладают для нее решающим значением. Более того, Юнг не останавливается, подобно Фрейду на том факте, что бессознательное присуще только индивиду (индивидуальное бессознательное). Юнг видит действие мифических мотивов на более широком уровне - уровне человечества в целом. Таким образом, в структуре психики человека Юнг выделяет, два слоя бессознательного: личное и коллективное.

Личное (индивидуальное) бессознательное, также называемое подсознанием по Юнгу является структурой, в некотором роде, подобной «бессознательному» Фрейда. Оно содержит утраченные воспоминания, вытесненные тягостные представления, а также восприятия, называемые Юнгом подпороговыми или сублимированными - чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны, чтобы достичь сознания, а также другие содержания психики, еще не «дозревшие» для перехода в сознание. «Личное бессознательное - темная, негативная часть личности. Оно имеет свое архетипическое выражение в образе тени» [4, с. 240].

Личное бессознательное представляет собой не статическую, но динамическую структуру. Оно «постоянно занято группировкой и перегруппировкой своих содержаний» [6, с. 149]. Бессознательное здесь - активность, которая координирует сознание, не дает ему «перегрузиться» и компенсирует сознание [3, с. 149].

Являясь приобретениями индивидуального опыта, содержания личного бессознательного ограничены в своем числе. Узнать содержания личного бессознательного, отличить их от содержаний коллективного бессознательного можно благодаря тому, что их присутствие, влияние и возникновение объясняется фактами личного прошлого [3, с. 158]. Юнг также определяет содержания личного бессознательного как относительные, то есть потенциально выводимые на поверхность сознания.

Бессознательные процессы постоянно «подводят к сознанию такие содержания, которые, будучи познаваемыми, увеличивают объем сознания» [3, с. 213]. То есть личное бессознательное не является зеркальным отражением сознания. Оно представляет собой источник творческой энергии, а также - особый мир, который воздействует на человека, как и человек, воздействует на него [3, с. 158].

Коллективное бессознательное представляет собой самую древнюю восходящую своими корнями к психике животных предков, часть человеческой психики, содержащую в себе паттерны психической деятельности всего человечества - архетипы. Коллективное бессознательное архаично, его проявлением, являются воспроизводимые психикой человека мифологические мотивы и образы. Если содержания личного бессознательного - комплексы, индивидуальны, то структурные компоненты коллективного бессознательного - архетипы, универсальны, так как «действуют» в психике каждого человека и всего человечества. Коллективное бессознательное не только составляет структурный срез человеческой психики. Юнг считает, что оно, в некотором смысле, сыграло определённую роль в формировании рода человеческого.

В качестве умозрительного доказательства существования коллективного бессознательного Юнг приводит аналогию коллективного бессознательного с «телом, которое индивидуально преходяще и бренно, но его коллективный возраст не поддаётся измерению» [9]. Подобно тому, как человеческое тело является хранилищем реликтовых останков и воспоминаний о прошлом, так и в человеческой психике можно обнаружить более древние слои. Исследования структуры коллективного бессознательного, по мнению Юнга, ведут к тем же открытиям, что и занятия сравнительной анатомией. На основе этого Юнг отрицает обвинения в мистицизме, производимые в отношении его концепции коллективного бессознательного: «В коллективном бессознательном нет ничего мистического. Это просто новая отрасль науки» [9, с. 19].

Взаимодополняющие отношения сознания и бессознательного Юнг объясняет следующими положениями. Во-первых, сознание имеет порог нтенсивности, за пределы которого не могут перейти энергетически слабые компоненты психики, которые остаются в бессознательном. Во-вторых, через

направленность своих функций сознание накладывает ограничение на все, что с ней не совместимо, в результате чего вся вытесненная информация остается в бессознательном. В-третьих, одновременно с тем, как сознание организует процесс сегодняшней адаптации, бессознательное содержит весь материал, из которого состоит структура психики. В-четвертых, бессознательное включает психические смести, какие потенциально могут проникать, в сознание, обогащая ее [10].

Таким образом, проанализировав интересовавшие нас аспекты антропологической концепции К. Г. Юнга, мы приходим к следующим выводам.

Бессознательное - это область психики, которая не только связана с личным опытом индивида и не только является его личным приобретением. Оно содержит коллективное бессознательное, которое никогда не было частью сознания человека, то есть приобретенным индивидуально. Оно обусловлено исключительно наследственностью и принадлежностью к человеческому роду.

В структуре психики человека бессознательное также включает в себя архаические формы психики - архетипы, которые могут достигать уровня сознания лишь вторично, облекаясь в форму символов.

Важно отметить, что антропологическая концепция К. Г. Юнга, во многом определяется своей эпохой и перекликается с другими философскими направлениями XIX - XX веков. Возможно, это связано с новым уровнем развития человеческого самосознания, которое отражается в философских поисках.

Именно в это время, прошедшая долгий путь размышлений о человеке, философия переходит на новый качественный уровень понимания индивидуального.

Список использованных источников

1. Гловер Эдвард Фрейд или Юнг / Эдвард Гловер; [Пер. с англ. Е. А. Цыпина]. - СПб.: Гуманит. агентство «Акад. Проект», 1999. - 204 с.

2. Кембриджское руководство по аналитической психологии / [Под. ред. П. Янг-Айзендрат Т. Даусона. 2-е изд.]. - М.: Добросвет КДУ 2007. - 467 с.

3. Юнг К. Г. Отношения между «Я» и бессознательным / К. Г. Юнг / К. Г. Юнг Очерки по аналитической психологии. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. - 528 с.

4. Юнг К. Г. Происхождение архетипов коллективного бессознательного / К. Г. Юнг // Юнг Карл Густав Психика: структура и динамика; [пер. A. A. Спектор; науч. ред. пер. М. В. Марищук]. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. - 416 с.

5. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг; [пер. С. Лорие]. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. - 498 с.

6. Юнг К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг; [пер. с англ.]. - М.: «Когито-Центр», 2006. - 352 с.

7. Юнг К. Г Сознание, бессознательное и индивидуация / К. Г. Юнг // Юнг Карл Густав Психика: структура и динамика / К. Г. Юнг; [пер. A. A. Спектор; науч. ред. пер. М. В. Марищук]. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. - 416 с.

8. Юнг К. Г. Тавистокские лекции. Аналитическая психология: теория и практика / К. Г. Юнг // К. Г. Юнг Очерки по аналитической психологии. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. - 528 с.

9. Юнг К. Г. Эон / К. Г. Юнг; [пер. с нем. М. А. Собуцкого]. - М.: ACT: Москва, 2009. - 411с.

10. Юнг К. Г. О психологии бессознательного / К. Г. Юнг // К. Г. Юнг Очерки по аналитической психологии. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. - 528с.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее