Вывод

Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из наивно-примитивного нигилизма в отношении к познанию, но и из столкновения человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером ее отображения в сознании человека. Иными словами, ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Во-первых, материальные объекты и сознание самого человека постоянно изменяются. Поэтому «абсолютно точно» познать такие объекты невозможно. Во-вторых, познавательные возможности людей ограничиваются своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможным строгое изучение микромира или космоса. И на рубеже XX-XXI веков возможности познания квантового вакуума, идеального, дальнего космоса, генного кода и многих других явлений и процессов также невелики. Признанные истинными, знания с течением времени оказываются не в полной мере таковыми или просто ошибочными. Сомнения относительно различных сторон и показателей познавательного процесса, питающие агностицизм, будут сохраняться. Они во многом естественны, хотя в агностицизме присутствует мистика, субъективизм, подмена чувственного и рационального познания иными формами и методами.

С точки зрения того, что всегда в мире будет существовать нечто, еще не познанное человеком, агностицизм как философская идея вечен. Но поскольку человек постоянно расширяет свои границы знания о мире и особенно быстро это происходит в наши дни, постоянно существовать будут и доводы в опровержение агностицизма.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >