Общие положения

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и направлена на реализацию следующих целей:

  • 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет создавать новые рабочие места, трудоустраивать работников, высвобождаемых в других секторах экономики, повышать доходы и долю экономически активного населения, увеличивать количество собственников, а значит оказывать прямое воздействие на формирование среднего класса в России.

Безусловным преимуществом расширения малого и среднего предпринимательства является использование способностей наиболее энергичных, мобильных, инициативных и креативно мыслящих индивидуальностей, для которых малый бизнес становится основной школой самореализации.

Кроме того, создание новых малых и средних предприятий создает возможности для вовлечения в экономическую деятельность тех материальных, финансовых и природных ресурсов, которые в противном случае остались бы невостребованными и не участвовали в производстве необходимой обществу продукции.

Однако именно проблему обеспеченности необходимыми ресурсами выдвигают представители субъектов малого и среднего бизнеса на первый план и зачастую, имея достойную для реализации бизнес-идею, не могут ее воплотить в жизнь. Реальную помощь в решении обозначенной проблемы малому предпринимательству способна оказать Администрация Орловской области в лице Департамента экономики путем предоставления грантов.

Что такое грант?

Грант - безвозмездно предоставляемые на конкурсной основе начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства денежные средства на цели реализации бизнес - проектов по созданию и развитию собственного бизнеса с последующим отчетом об их использовании.

Кто имеет право на получение гранта?

Закон определяет, что субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в следующих организационно - правовых формах: в форме юридического лица (предприятия) и в качестве индивидуального предпринимателя.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • 1) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),
  • 2) физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),
  • 3) крестьянские (фермерские) хозяйства.

При этом для того, что считаться именно субъектами малого и среднего предпринимательства все перечисленные выше субъекты должны удовлетворять следующим условиям:

  • 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  • 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    • б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
  • 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие выше обозначенным условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, формально грантополучателями могут являться уже зарегистрированные в надлежащем порядке и соответствующие данным критериям предприятия и индивидуальные предприниматели. При этом приоритетным направлением в предоставлении гранта является создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие бизнеса тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность на территории Орловской области менее 1 года.

По этой причине подавать заявки (бизнес-план) на получение государственной поддержки в виде гранта могут также потенциальные субъекты малого и среднего предпринимательства, находящиеся в стадии государственной регистрации. Выдача гранта в случае положительной оценки бизнес- плана данной категории заявителей может осуществляться только после завершения процедуры их государственной регистрации и предоставления документов, подтверждающих их статус, в Департамент экономики Орловской области.

В соответствии с законом поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • 1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • 2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • 3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • 4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Максимальная сумма гранта составляет 300 тыс.

По каким направлениям субъекты малого и среднего предпринимательства могут осуществлять расходование средств полученного ими гранта?

Средства гранта начинающими предпринимателями направляются на возмещение следующих затрат:

стоимости приобретаемых основных производственных фондов (зданий и сооружений, машин и оборудования, вычислительной техники, измерительных и регулирующих приборов и устройств, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря и др.), за исключением транспортных средств;

возмещение части арендных платежей по аренде площадей производственного назначения;

стоимости оборотных производственных фондов (затраты на покупку сырья, материалов, комплектующих);

стоимости лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством РФ и отраженной в бизнес-плане субъекта малого и среднего предпринимательства;

стоимости обучения сотрудников для целей ведения деятельности, предусмотренной бизнес-планом субъекта малого и среднего предпринимательства;

стоимости методической и справочной литературы, связанной с ведением деятельности, предусмотренной бизнес-планом субъекта малого и среднего предпринимательства;

изготовление и/или размещение наружной рекламы (рекламных стендов, щитов) изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о продукции и/или деятельности, заявленной, бизнес-планом субъекта малого и среднего предпринимательства;

Все вышеперечисленные виды затрат должны быть отражены в бизнес-плане субъекта малого и среднего предпринимательства.

спрос риск финансовый план

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >