Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ООО "Рамикс"

Анализ рентабельности деятельности ООО «Рамикс»

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции (услуг) и рентабельности предприятия.

Для определения рентабельности услуг принимаются данные бухгалтерской отчетности, которые приведены в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Расчет показателей рентабельности оформим в виде аналитической таблицы.

Таблица 4

Показатели рентабельности ООО «Рамикс»

Показатели

За 2002 год

За 2003 год

За 2004 год

2003 год к 2002 году

2004 год к 2003 году

1

2

3

4

5

6

7

Данные финансовой отчетности

1

Среднегодовая стоимость ОФ

450 315

500 609

559 646

50 294

59 037

2

Источники собственных средств

699 583

741 353

860 782

41 770

119 429

3

Краткосрочные обязательства

511 404

581 733

490 751

70 329

-90 982

4

Средняя величина всех активов

1 236 557

1 351 386

1 380 878

114 829

29 492

5

Средняя величина текущих активов

786 242

850 777

821 232

64 535

-29 545

6

Выручка от реализации

1 296 134

1 041 232

1 518 520

-254 902

477 288

7

Себестоимость

950 547

904 690

1 301 129

-45 857

396 439

8

Валовая прибыль

345 587

136 542

217 391

-209 045

80 849

9

Прибыль от продаж

330 418

116 556

193 963

-213 862

77 407

10

Чистая прибыль

253 407

93 695

126 820

-159 712

33 125

Расчетные показатели (%)

11

Рентабельность общая, (предприятия), %

(стр.10 / стр.4) Ч100

20,5

6,9

9,2

-13,6

2,3

12

Рентабельность текущих активов, % (стр.10 / стр.5) Ч100

32,2

11,0

15,4

-21,2

4,4

13

Рентабельность инвестиций, % (стр.10 / (стр.4 - стр.3)) Ч100

34,9

12,2

14,2

-22,8

2,1

14

Рентабельность собственного капитала, % (стр.10 / стр.2) Ч100

36,2

12,6

14,7

-23,6

2,1

15

Рентабельность продукции, % (стр.10 / стр.6)*100

19,6

9,0

8,4

-10,6

-0,6

16

Рентабельность затрат, % (стр.8 / стр.7) Ч100

36,4

15,1

16,7

-21,3

1,6

17

Рентабельность производства, % (стр.9/ стр.1) Ч100

73,4

23,3

34,7

-50,1

11,4

Как показывают данные анализа все показатели рентабельности в 2003 году были значительно ниже показателей 2002 года.

В 2004 году все показатели рентабельности (кроме рентабельности продукции) немного увеличились, но не достигли того уровня, который был в 2002 году.

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Определим влияние факторов объема продаж и цены на изменение рентабельности продаж по прибыли от реализации за 2004 год методом цепных подстановок.

Метод цепных подстановок является наиболее универсальным. Еще его называют приемом последовательного (постепенного) изолирования факторов. Этот метод предназначен для измерения влияния факторных признаков на изменение результативного показателя при изучении функциональных зависимостей.

Обозначим рентабельность продаж базового (2003 год) и отчетного (2004 год) периода за К0 и К1, соответственно. Имеем по определению:

К0 = Р0 / N0 ; К1 = Р1 / N1 ;

или

К0 = (N0 S0) / N0 (11)

К1 = (N1 S1) / N1 (12)

К = К1 К0 (13)

Где, Р1, Ро - прибыль от реализации продукции отчетного и базисного периода;

S1, So - затраты на производство и реализацию продукции;

N1, No - выручка от реализации продукции.

По исследуемому предприятию имеем следующие данные:

Р1 193963 тыс. руб. Р0 116556 тыс. руб.

S1 1301129 тыс. руб. S0 904690 тыс. руб.

N1 1518520 тыс. руб. N0 1041232 тыс. руб.

Подставим данные в формулы (11), (12) и (13):

К0 = (1041232 904690) / 1041232 = 0,131 = 13,1 %

К1 = (1518520 1301129) / 1518520 = 0,143 = 14,3%

К = 0,143 0,131 = 0,012 = 1,2%

Влияние фактора изменения цены на рентабельность продаж определяется расчетом:

КN = (N1 - S0) / N1 - (N0 - S0) / N 0 (14)

КN = (1518520 904690) / 1518520 (1041232 904690) / 1041232 = 0,273

Т.е. за счет увеличения выручки от реализации продукции рентабельность продаж увеличилась на 27,3 %. Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

КS = (N1 - S1) / N1 - (N1 - S0) / N1 (2.5)

КS = 0,143 - 0,404 = 0,261

Т.е. за счет увеличения себестоимости продаж показатель рентабельности снизился на 26,1 %.

Сумма факторных отклонении дает общее изменение рентабельности продаж за период:

К = КN + КS = 0,273 - 0,261 = 0,012 = 1,2%

Таким образом, повышение рентабельности продаж на 1,2 % явилось результатом влияния следующих факторов:

  • 1. увеличения выручки от реализации продукции на 27,3 %:
  • 2. роста себестоимости оказанных услуг на 26,1 %.

Анализ факторов, повлиявших на изменение рентабельности собственного капитала, проводится с помощью формулы DUPONT. Формула DUPONT устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций.

Рентабельность собственного капитала

=

Чистая прибыль

Ч

Выручка от реализации

Ч

Всего активов

Выручка от реализации

Всего активов

Собственный капитал

Оценка влияния изменений перечисленных показателей на рентабельность собственного капитала производится с помощью приема цепных подстановок. Согласно этому приему наибольшее влияние оказывает показатель, имеющий максимальную абсолютную величину коэффициента влияния.

Расчет показателей рентабельности собственного капитала и расчет влияния факторов на изменение ее уровня проведем с помощью таблицы 5.

Таблица 5

Рентабельность собственного капитала и расчет влияния факторов на изменение ее уровня

п/п

Показатели

2003 год

2004 год

Отклонение

(+,-)

1

2

3

4

5

Данные финансовой отчетности

1

Среднегодовые остатки собственного капитала

500 609

559 646

59 037

2

Чистая прибыль

93 695

126 820

33 125

3

Средняя величина всех активов

1 351 386

1 380 878

29 492

4

Выручка от реализации

1 041 232

1 518 520

477 288

Расчетные показатели

5

Рентабельность реализованной продукции (стр.2/стр.4)

0,090

0,084

-0,006

6

Коэффициент оборачиваемости (стр.4/стр.3)

0,770

1,100

0,329

7

Отношение средней величины активов к величине собственного капитала (стр.3/стр.1)

2,699

2,467

-0,232

8

Рентабельность собственного капитала (стр.2 / стр.1 или стр.6*стр.7*стр.8)

0,187

0,227

0,039

9

Влияние на изменение рентабельности собственного капитала:

а) Рентабельности реализованной продукции

0,174

-0,013

б) Коэффициента оборачиваемости

0,248

0,074

в) доли собственного капитала в общей величине источников формирования имущества

0,227

-0,021

Влияние на изменение рентабельности собственного капитала:

  • а) Рентабельности реализованной продукции:
    • 0,084 Ч 0,770 Ч 2,699 - 0,187 = 0,174 - 0,187 = - 0,013
  • б) Коэффициента оборачиваемости:
    • 0,084 Ч1,100 Ч 2,699 - 0,187 = 0,248 - 0,174 = 0,074
  • в) доли собственного капитала в общей величине источников формирования имущества:
    • 0,227 - 0,248 = - 0,021

Суммарное влияние факторов:

- 0,013 + 0,074 - 0,021 = 0,039

Таким образом, увеличение рентабельности собственного капитала в 2004 году обусловлено ускорением оборачиваемости активов, но снижение рентабельности продукции и уменьшение доли собственного капитала в общей величине источников формирования имущества не позволили предприятию еще больше поднять свою рентабельность.

Следует также отметить, что у предприятия ООО «Рамикс» показатели рентабельности активов и собственного капитала имеют приемлемые значения. Рентабельность активов равна 11% и 15,4% соответственно за 2003 и 2004 годы (по западной статистике рентабельность активов компаний колеблется в пределах 8-20%). Рентабельность же собственного капитала принято сравнивать с банковской депозитной процентной ставкой (10-12% для того периода в зависимости от суммы и срока вклада)). Таким образом, рентабельность собственного капитала ООО «Рамикс» в 2003 - 2004 годах (18,7% и 22,7% соответственно) оценивается очень положительно.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее