Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Включение подростков в социально-значимую деятельность как форма профилактики девиантного поведения

Эффективность апробированной системы профилактики девиантного поведения подростков

По итогам проведенного констатирующего и формирующих этапов эксперимента можно сделать следующие выводы: говорить об эффективности апробированной профилактической работы можно пока условно. Так как для подведения определенных выводов необходимо не только большее количество исследуемых, но и большие временные рамки.

В данном случае можно подвести итоги для тех исследуемых, непосредственно с которыми проводилась профилактическая работа. Как уже говорилось выше, превентивные меры были направлены на предупреждение педагогической запущенности у школьников. В связи с тем, что исследование проводилось в небольшой промежуток времени, в данный момент оно еще является незаконченным. Но, даже проделав первые шаги можно наблюдать у исследуемых - школьников изменения ценностных ориентиров; изменилось их отношение не только к окружающей среде, но и к обучению, изменились семейные взаимоотношения (дети, как и родители, стали более терпимы друг к другу), родители больше времени стали уделять своим детям. Если же ставить прогнозы на будущее, то однозначно можно сказать, что, проделав эту работу до конца, поведение школьников изменится к лучшему. Данная работа должна проводиться в каждом образовательной учреждении и включение учащихся «группы риска» в общественно-значимую деятельность дает положительные результаты. Об этом говорят результаты проведенного анкетирования с подростками 13-14 лет МБОУ «Основная образовательная школа №27» х. Кадухин. Социальный педагог предложил всем подросткам, посещающим кружок «Мастер» ответить на вопросы анкеты «Знаешь ли ты?» Если подросток знает ответ на вопрос, он записывает номер этого вопроса. Если же не знает, то записывает номер этого вопроса и обводит его кружком. Возможные вопросы:

  • 1. Где живет сосед (ка) по парте?
  • 2. Есть ли у него (нее) брат, сестра?
  • 3. Когда у него (нее) день рождения?
  • 4. Есть ли у него (нее) дома какие-либо животные?
  • 5. Любимые его (ее) школьные предметы (уроки)?
  • 6. С кем он (она) дружит в классе?
  • 7. С кем он (она) дружит во дворе?

Сравни, чего больше: ответов с кружочками или без.

Какой вывод можно сделать? Достаточно ли мы внимательны друг к другу?

2. Какие качества мы ценим в людях, в своих одноклассниках, в друзьях?

Ребята называют различные качества. Желательно записывать их на доске или на специально подготовленном листе бумаги яркими маркерами.

Для обсуждения следующего вопроса классный руководитель предлагает разделить лист на две части:

Я

Мой (я) сосед (ка)

  • * Подумайте, какие качества вы особенно цените в своем соседе. Запишите их в части листа «Мой сосед».
  • * Теперь подумайте о себе: за какие качества уважают вас другие? Запишите их в части листа «Я».

Теперь сравним. Есть ли совпадения? Как много? Что это может означать? Какие выводы сделаем?

  • 3. Как можно обидеть одноклассника?
  • * Вспомните сегодняшний день в школе (минутка тишины). Вы сего; кого не обидели?
  • * Вспомните, попросили ли вы прощения?
  • * Часто мы это делаем?

А кому легче попросить прощения: слабому духом человеку или тому, кто уверен в своих силах?

Извинение унижает или возвышает человека?

Обсуждение данных вопросов не требует ответов от каждого. Высказываются только желающие. Возможно, по некоторым из них никто не выскажется, тогда они останутся для самостоятельного размышления или обсуждения с родителями

4. Далее социальный педагог организует работу в группах по 4 человека (объединяются соседи двух парт). Им предлагается обсудить и предложить решения для некоторых конфликтных ситуаций из жизни класса (по 2-3 ситуации в группе).

Примерные ситуации для обсуждения:

  • 1. Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и...
  • 2. Раздавая тетради, одноклассница тебе положила по ошибке чужую тетрадь. Твои слова, действия...
  • 3. Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)...
  • 4. Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно...
  • 5. Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен...
  • 6. Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что будешь делать?
  • 7. Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал.
  • 8. Одноклассник говорит тебе: «Я плохо себя чувствую...» Что ты ответишь? Как поступишь дальше?
  • 9. Кто-то из одноклассников долго болеет (лежит в больнице, уехал на длительное время в санаторий во время учебного года)…
  • 5. Давайте теперь подумаем, что (за сегодняшний день, неделю...) вы сделали хорошего для своих одноклассников, для своих близких?

Классный руководитель предлагает взглянуть в волшебное зеркальце со словами:

Свет мой, зеркальце, скажи! Мне всю правду расскажи, Чем я ребятам интересен? Чем же классу я полезен?

Держа зеркальце, дети по очереди рассказывают о своих хороших делах. Если кто-либо из детей затрудняется рассказать о себе, то в зеркальце может «заглянуть» сам классный руководитель и помочь «увидеть» положительный поступок ребенка. Возможен вариант, когда ребята будут говорить друг о друге.

  • 6. Работа в группах: разрабатываем законы общения в классе. Каждая группа выступает. Предложенные законы помещаются в классный уголок.
  • 7. Час общения может быть завершен кругом общения. Все ребята встают (или садятся) в круг. Педагог предлагает продолжить фразу: «Если бы у меня в руках оказалась волшебная палочка, я бы для своего соседа (соседки) по парте пожелал...»

Также наиболее обсуждаемыми на занятиях стали вопросы, которые помогают задуматься

«Будь терпелив к тому, что не нашло ответа в твоем сердце и постарайся полюбить сами вопросы». Райнер Мария Рильке

  • 1. Считаешь ли ты, что «сильный всегда прав»?
  • 2. Если да, то кто внушил тебе это?
  • 3. Какое впечатление производит на тебя жестокость по телевизору, в кино, на DVD и т.д.?
  • 4. Кого ты считаешь героями?
  • 5. Подлинные ли это герои, а может быть, это негодяи в обличье героев?
  • 6. Надо ли детей жестоко наказывать за провинности?
  • 7. Если да, то почему?
  • 8. Считаешь ли ты, что ребята становятся задирами и ведут себя агрессивно, потому что чувствуют себя обиженными?
  • 9. Считаешь ли ты, что задиры ведут себя агрессивно ради удовольствия?
  • 10. Если да, то почему ты так считаешь?
  • 11. Считаешь ли ты, что «мальчишки всегда будут мальчишками», то есть будут драться всегда? Нормально ли быть грубым и резким?
  • 12. Заставляют ли тебя подчиняться?
  • 13. Заставляют ли тебя соревноваться?
  • 14. Заставляют ли тебя быть лучшим учеником (лучшим спортсменом, поступать в лучший колледж)?
  • 15. Как, по-твоему, не является ли постоянное стремление быть «лучшим» своего рода агрессией против себя самого?
  • 16. Какие «разновидности» задир тебе известны?
  • 17. Как влияет агрессивное поведение на разных людей?
  • 18. Каково влияние агрессивного поведения в масштабах нашей планеты?
  • 19. Как ты думаешь, может ли жертва провоцировать в ком-нибудь агрессивное поведение?
  • 20. Задирами бывают только мальчики?
  • 21. В чем разница между задирами-мальчиками и задирами-девчонками?
  • 22. Что заставляет тебя драться? Тебе это нравится? Ты боишься, что тебя посчитают трусом? Ты хочешь сохранить свое лицо? Ты хочешь постоять за себя? У тебя есть какая-то особенная причина?
  • 23. Как ты думаешь, порождает ли агрессивное поведение «врага»? Как это происходит?
  • 24. Считаешь ли ты, что дракой можно разрешить любой вопрос?
  • 25. Может ли жестокость принести мир?
  • 26. Что лично ты можешь сделать, для установления мира у себя дома, в школе, во дворе, в мире?
  • 27. Считаешь ли ты себя миротворцем? Если нет, то почему?
  • 28. Действительно ли тебе хочется измениться?
  • 29. Действительно ли ты хочешь помочь другим измениться?
  • 30. Хочешь ли ты, чтобы тебе помогли?
  • 31. Считаешь ли ты, что это твое личное дело?

Чтобы разобраться в себе, нужно быть предельно честным. Только в этом случае мы можем увидеть, какие мы есть на самом деле, без прикрас. А это означает, что мы не должны считать себя или других «плохими» или «хорошими». Когда чувствуешь себя плохим, это лишь вызывает чувства ненависти, вины и страха. Сравнивая себя или кого-то другого с неким положительным образцом, мы лишь создаем конфликт между желаемым и действительным. Если же мы честно и непредвзято, без осуждения посмотрим на себя, то узнаем себя лучше и поймем, почему мы такие.

Анкета «Какой задира ты?»

Мы живем в обществе, где множество людей стремится занять позицию Номер Один. Они эгоистичны, агрессивны и так сосредоточены на достижении успеха, что не считаются ни с кем и ни с чем. Такие люди и создают конфликты, как в собственном сознании, так и в окружающем мире.

Но ты можешь и не быть задирой, если тебе это не нравится.

Чтобы прекратить быть задирой, нужно сначала разобраться, что ты за задира, и как тебя обижали другие задиры. Возьми, пожалуйста, листок бумаги и ручку и напиши...

Как меня обижали:

  • 1. _____________________________________________________
  • 2. _____________________________________________________
  • 3. _____________________________________________________
  • 4. _____________________________________________________

Как я обижал других:

  • 1. _____________________________________________________
  • 2. _____________________________________________________
  • 3. _____________________________________________________
  • 4. _____________________________________________________

А чтобы помочь тебе ответить на эти вопросы, предлагаю тебе несколько вспомогательных.

  • 1. Обижал ли ты своего младшего братишку или сестренку? Если да, то как? А они тебя?
  • 2. Обижал ли ты своих одноклассников или они тебя? Приведи примеры.
  • 3. Оказываешь ли ты давление на своих родителей или они на тебя? Каким образом?
  • 4. Обижал ли ты свою собачку или другое домашнее животное? Если да, то как?
  • 5. Относишься ли ты к какому-нибудь типу задир из тех, что мы назвали?
  • 6. Воздействовал ли на тебя какой-нибудь задира из тех, что мы назвали? Какой?
  • 7. Как, по-твоему, ты и дальше будешь задирой? Долго ли ты собираешься быть таким? Почему?
  • 8. Считаешь ли ты, что тебя и впредь будут все обижать? Долго ли это еще будет продолжаться? Почему?
  • 9. Нравится ли тебе быть задирой? Почему?
  • 10. Как ты относишься к тому, что тебя обижают?

Получив ответы на вопросы анкеты, мы поняли, что те подростки, которые считали себя одинокими год назад, на сегодняшний день знают цену дружбы с одноклассниками и другими членами кружка, с которыми они общаются. Они не пытаются себя позицировать за счет других, стали более терпимы к младшим, к тому, кто пытается вызвать на ссору, драку и хотят показаться героями в драке, а умеют стать героем и победителем. Коллективные посещения районных, станичных (находящихся в Усть-Лабинском районе) ярмарок с целью ознакомления с различными видами резьбы, а также с работами старых и современных мастеров резьбы по дереву показали насколько еще несовершенны работы наших кружковцев и что надо сделать еще, чтобы быть призером выставок. Но у них есть опыт положительного взаимодействия с людьми, которым они дарили свои поделки и видели как они радовались им. Положительно зарекомендовала себя практика назначения наставников из числа мастеров работающих с деревом и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с подростками девиантного поведения. Например, у Сережи наставником был В.Александр. Это бывший ученик школы, работает в милиции, продолжает заниматься художественной резьбой, спортом. Он хороший теннисист, футболист, хоккеист. Благодаря его стараниям Сережу за эти два года сняли с учета в милиции и поставили на внутришкольный контроль.

Подростки, которые были в октябре 2014 года в группе подростков «группы риска», т.к. склонны были к проявлению девиации (сквернословие, пропуски занятий, употребление алкоголя, проявления агрессии), благодаря занятиям в кружке и включению их в общественно-значимый труд стали активистами, получили грамоты за участие в акциях «Добро», «Цветик-семицветик», «Подарок ветерану» овладели мастерством изготовления деревянных дощечек и резьбой по дереву, изготовлению украшений для оформления заборов, оконных наличников, лавочек из дерева.

Таблица 6.

Список учащихся 2015г. кружка «Мастер», которые были склонными к проявлению девиантного поведения в 2014г.

Фамилия, имя

Результаты

1. Лещенко Сергей

Снят с учета

2. Бовт Влад

Снят с учета

3. Колесников Алеша

Поставлен на внутришкольный

4. Дэка Лена

Снята с учета

5. Козлов Кирилл

Стоит на внутришкольном учете

6. Васильев Сергей

Снят сучета

7. Козлов Ваня

Стоит на внутришкольном

8. Семенов Максим

Снят с учета

9. Кузин Сергей

Стоит на внутришкольном

10. Давыдов Денис

Снят сучета

11. Широбоков Вася

Снят с учета

12. Тонких Андрей

Стоит на внутришкольном

13. Лемещенко Данил

Снят с учета

14. Корнилов Сергей

Снят с учета

15. Колпаков Витя

Снят с учета

Таким образом, результатом работы по плану с подростками девиантного поведения, исходя из выше изложенных рекомендаций, стало следующее: Из 15 подростков с проявлениями девиантного поведения 8 ребят снято со всех видов учета. Из 5 подростков, стоящих на учете в милиции сняли двух и поставили на внутришкольный учет. Пока осталось на внутришкольном контроле 5 подростков. Однако всегда находится то место, где этих ребят хвалят за успехи в резьбе, показывают их значимость как мастеров. Прежде всего, это работа на совместных с родителями мероприятиях по благоустройству территории школы, хутора;

Оказание шефской помощь ветеранам войны и труда, социально незащищенным пожилым людям.

Итогом работы кружка стал конкурс «Добро-ты», в котором на выставке заняли 8 место регионального уровня, и получил Диплом II степени 1 этапа Всероссийского фестиваля конкурса «Салют Победа» .

На всевозможных акциях и ярмарках подростки продают свои изделия. Одухотворенные лица у подростков, которые осознают себя мастерами по художественной резьбе.

Такому достижению способствовала работа педагогов и подростков из группы риска, нацеленная на успех, социальную солидарность, адаптацию к социальным условиям и обстоятельствам. Формирование у подростков практических навыков и знаний, необходимых для их дальнейшей общественно полезной деятельности в кружке, общеобразовательной школе.

Для себя же педагоги ставят более высокие задачи:

1. Создать подростку из группы риска с любым уровнем способностей психологически комфортные условия для обучения.

Выводы по второй главе

Исходя из результатов нашего исследования, хутор Кадухин и его молодежный социум становятся тем островком безопасности на котором интересно проводить свободное время, здесь тебе рады и всегда помогут, у тебя получатся красивые изделия, ты спешишь к друзьям, которые тебя ждут. А это главное!

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее