Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Включение подростков в социально-значимую деятельность как форма профилактики девиантного поведения

Реализация программы профилактики в условиях образовательного учреждения

Социально-значимая деятельность в школе осуществляется по нескольким направлениям, представляющих своеобразные взаимодействующие между собой блоки.

База проведения эксперимента МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27» Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, х. Кадухин.

Основными блоками социально-значимой деятельности общеобразовательного учреждения стали:

Поддержание образцового состояния школы:

  • а) оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового состояния в школьных помещениях;
  • б) оказание помощи по поддержанию образцового состояния на закрепленном участке территории школы;
  • в) оказание помощи в озеленении помещений школы и прилегающей школьной территории;

Благотворительные акции;

  • а) акция «Внимание - дети!»;
  • б) акция «Как живешь, ветеран?», «Поклонимся великим тем годам»,
  • в) акция «Обустрой свой двор, улицу, микрорайон»
  • г) акция «Мир без наркотиков», «Здоровая молодежь»

Волонтёрство;

  • а) систематическая шефская и тимуровская работа по оказанию посильной помощи категориям населения, нуждающимся в помощи (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким престарелым гражданам);
  • в) дискуссионные клубы, посвященные знаменательным и памятным датам России;

Мероприятия досугово-познавательного характера для родителей, учащихся, жителей хутора Кадухин (презентации, концерты, дни открытых дверей, конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования)

Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

  • а) опытно-экспериментальная деятельность на пришкольном участке;
  • б) организация научно-исследовательской деятельности;
  • в) активизация кружков культурно-эстетической направленности;
  • г) спортивно-секционная и физкультурно-массовая деятельность;
  • д) экскурсионно-краеведческая деятельность;
  • е) реализация программы «Одаренные дети»;

В рамках данной программы проводится серия занятий с детьми «группы риска». Время проведения эксперимента сентябрь-январь 2015года.

Участники эксперимента учащиеся 7-9 классов (экспериментальная группа) в количестве 16 человек (11мальчиков и 5 девочек). В составе этой группы оказались подростки, склонные к проявлениям девиантного поведения.

Программа профилактики девиантного поведения у подростков состояла из 8 занятий. Продолжительность одного занятия 90 минут. Периодичность-1 раз в неделю.

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • · быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • · быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Подросток с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей - С.Т.Шацкого, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошаля, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в человеке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Мастер» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 13-14лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения. В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения -- это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картономё нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • 1. Представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
  • 2. Удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
  • 3. Позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Воспитание активной гражданской позиции, приобретение социального опыта.

Задачи: - формирование социальных компетенций на основе участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности;

  • - приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления проблем, умение применять теоретические знания в конкретной ситуации;
  • - знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, происходящих в современном обществе;
  • - приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий.

Должны знать и уметь:

Историю возникновения народной игрушки

Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Правила общения.

Правила безопасности труда.

Правила личной гигиены.

Формы контроля:

  • · Рейтинг готового изделия.
  • · Наблюдение
  • · Беседа, объяснения учащихся.
  • · Практический контроль.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Учебно-тематический план

План

часы

всего

теор

прак

I

Вводное занятие

Введение в учебный курс

2

2

4

II

Поделки из природного материала

Украшения для девочек

2

6

8

III

Поделки из бумаги и картона

Мохнатые игрушки

2

6

8

Игрушки-дергунчики

2

10

12

Фантазии из фантиков

Мечтательный ежик

2

6

8

Веселый человечек

2

6

8

Детки-конфетки

1

3

4

IV

Поделки из спичек

Скамейка, стул, стол

2

6

8

Подсолнух

1

3

4

Колодец

1

5

6

V

Игрушки из клеенки

Сердечко с карманом

1

5

6

Лягушонок

1

5

6

Медвежонок

1

5

6

Колокольчик

1

3

4

Сумочка для мелочей « Колобок»

2

6

8

Коробка для игрушек

2

6

8

VI

Забавные игрушки из бросового материала.

Оригинальные игрушки из дисков

2

6

8

Настенная игрушка

1

3

4

Страусенок

2

4

6

Подставка для ручек

1

3

4

Птичка из пластиковых стаканов

1

3

4

Подставка под сотовый телефон

1

3

4

Всего

33

105

138

Содержание занятий:

Введение в учебный курс (2 часа)

Цель и задачи на год. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом.

Вводное занятие (2 часа)

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.

Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

Поделки из природного материала (8 часов)

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, черноплодки.

Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.

Поделки из бумаги и картона (40 часов)

Плоскостные и объёмные - сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно - рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Поделки из спичек (18 часов)

Знакомство с историей изготовления спичек, с техникой изготовления поделок.

Практическая работа: Освоение техникой сборки поделок из спичек, складывание в шахматном порядке, наметка карандашом места склеивания спичек, приклеивание спичек друг к другу, расположение деталей на картоне. Развитие умения аккуратно приклеивать спички, оформлять работу творчески.

Игрушки из клеенки (38часов)

Краткие сведения об изготовлении клеенки в промышленности. Знакомство сцветом, толщиной. Ознакомление с техникой изготовления игрушек из клеенки. Просмотр иллюстраций, подбор рисунка. Выбор цветовой гаммы для основного фона.

Практическая работа: Подбор цветовой гаммы фона, увеличение рисунка до необходимых размеров, приготовление выкройки из бумаги, перенос на левую сторону клеенки, складывание попарно, пробивание по краям отверстий дыроколом, обвязывание деталей крючком, соединение частей иголкой швом «через край». Оформление поделки. Вспомогательные отделочные работы.

Игрушки из бросового материала (30 часов)

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.

Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки.

Работа с группой проводилась в несколько этапов и за основу была взята программа «Жить по правилам»

1-2 день.

I этап - комплекс мероприятий, направленных на поддержание позитивной самооценки:

  • 1. Групповая дискуссия (2 часа).
  • 2. Упражнение "Говорим друг другу комплименты".

По окончании этих мероприятий состоялось их обсуждение, во время которого у участников программы была возможность поделиться своими впечатлениями и высказать свое мнение по поводу происходившего на занятиях. Данный подэтап работы можно условно назвать "Рефлексия"

II этап - комплекс мероприятий, направленных на выработку умения у участников неагрессивно настаивать на своей точке зрения.

Мозговой штурм (1 час 45 минут).

Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем (1 час).

Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем (45 минут).

Выводы (15-20 минут).

Программа рассчитана на четыре дня. Каждое занятие длится около 2 часов.

В конце программы участникам было предложено ответить на вопросы анкеты, проинтерпретировать результаты которой можно следующим образом.

На вопрос: "Понравились ли Вам занятия?" 83 % мальчиков и 75% девочек ответили, что занятия понравились. 11% опрошенных мальчиков ответили, что скорее занятия им понравились, чем нет. Среди девочек так считает 25%. И только 1 мальчик ответил, что занятия ему не понравились.

Что касается того, что именно понравилось участникам программы, то ответы распределились таким образом: половина (55%) мальчиков и 66% девочек посчитали занятия полезными, 33% мальчиков и 17% девочек рассматривают данные занятия как возможность для общения, а 11% мальчикам и 17% девочек понравилась атмосфера, в которой проходили занятия.

Оценивая результаты занятий, респонденты отметили, что проведенные мероприятия помогли им:

  • 1) почувствовать, что они кому-то нужны (28% мальчиков и 25% девочек);
  • 2) стать более уверенными в своих силах (50% мальчиков и 58% девочек);
  • 3) научить высказывать свою точку зрения без агрессии (22% мальчиков и 17% девочек).

Относительно того, захотели бы участники программы еще раз посетить данные мероприятия, то с удовольствием бы это сделали 50% мальчиков и 83% девочек; а если нужно было бы, то пошли 44% мальчиков и 8% девочек и не знают, пошли бы они или нет 5% мальчиков и 8% девочек.

Практика показывает, что данная программа является достаточно эффективной и полезной при работе с подростками склонным к девиантному поведению и может быть рекомендована к применению в общеобразовательных школах для подростков с целью профилактики девиаций в поведении.

Принимая во внимание результаты тестирования и анкетирования, можно подвести промежуточные итоги по данной работе.

Во-первых, несмотря на то, что среди мальчиков больший процент тех, кто может быть охарактеризован как подросток с отклоняющимся поведением, тенденция к таким формам девиации как агрессия и аддиктиность у мальчиков и у девочек одинаковая в процентном соотношении, т.е. каких-либо гендерных различий не наблюдается. Кроме того, степень выраженность того или иного отклонения от нормы поведения у девочек несколько выше, чем у мальчиков. Это говорит о том, что если девочки и нарушают нормы, то это может намного серьезнее и опаснее, чем у мальчиков.

Во-вторых, при профилактической работе с детьми, склонными к девиантному поведению, большое внимание нужно уделять работе над сохранением у них позитивной самооценки и умению слушать других и высказывать свое мнение спокойно и аргументировано, не поддаваясь влиянию сиюминутно нахлынувших эмоций. Таким образом, умение управлять своими эмоциями - одно из главных условий предотвращения многих форм девиантного поведения, прежде всего агрессии.

Однако надо заметить, что данное исследование нельзя считать полностью завершенным. Оно требует дальнейшей проработки для получения более объективных и достоверных данных.

Эффективности социальной работы с детьми девиантного поведения зависит от многих факторов: материально-технических ресурсов, комплексного подхода к проблеме, развития Законодательной базы, в частности ювенальной юстиции, участия в молодежных, общественных организациях и объединений, кадрового вопроса, в частности нужны психологи-девиантологи, разбирающиеся в тонкостях проблем несовершеннолетней девиации, организации досуга несовершеннолетних, нужно апробировать новые методики и методы работы.

В связи с полученными результатами рекомендации по коррекции поведения подростка будут следующие:

В работе с подростками, склонными к девиации необходимо руководствоваться следующими принципами:

личность учителя, наставника, это идеальная модель для подражания детей;

для эффективного осуществления воспитательного процесса необходима атмосфера любви, доброжелательности и счастья;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей;

в общении с ребенком нужно соблюдать единство уважения к личности и высокой требовательности к ним;

воспитание должно строится с опорой на положительное в растущем человеке;

учитель, классный руководитель должен понять и принять подростка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.

  • 1. Трудности возраста - это временное явление, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  • 2. Выявить причины конфликтов с подростками в семье. Зачастую это несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка.

Если подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности, то вряд ли он освободится от ярлыка «девиант». Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски "приключений". Только, творчество дает возможность самореализации и предохраняют подростка от опасной черты.

С подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни коллектива, конкурсам умельцев, выставкам, ярмаркам, укреплять связь с родителями и общественными организациями.

Необходимо обеспечить подростку возможность самореализации через работу в кружке направлением деятельности которого является художественная деятельность. Выполнить работу ученику помогает наставник, руководитель кружка, который в полной мере владеет техниками изготовления поделок, игрушек, которые после их выполнения станут на витрину продаж на ярмарках и окажутся в числе подарков для из неполных семей, находящихся под опекой, а также ветеранам труда, одиноким старикам. В этом кружке подросток сможет реализовать свои желания, потребности, энергию.

Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценка окружающих. В кружках, где не ставят отметок, где ребенок занят тем, что ему интересно, он добивается видимых результатов, чего с ним не происходит в классе. Подросток понимает, что он тоже хороший, его поделки взяли на выставку, он заслужил похвалу и от этого хочет сделать еще больше, еще лучше. Денежный дефицит в семье лишает подростка карманных денег. Поэтому после реализации на выставках поделок вырученные деньги тратятся на экскурсии, походы в кино, сладкие угощения. Ученики, посещая кружок совершенствуют техники, поделки выходят красивыми. И, конечно, самое главный результат это совместный труд и общение. Потраченное время способствует занятиям общественно-полезным трудом, не прибегая к мелким кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную профессиональную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня. Подросток, занимаясь в кружке, приобретает опыт выбора материала для игрушки, поделки из древесины, ткани. Он учится сращивать куски древесины, делать заготовки разных размеров, выполнять изделие сборным, монтировать из отдельных разных кусков одной и той же или различных пород древесины, тонировать древесину, резать по сырой или сухой древесине. Изделие из древесины изготавливают всегда с учетом ее физико-механических свойств, которые зависят от породы дерева. Знают ребята, как приготовить самим краски и лаки для украшения изделий из дерева.

Мы использовали программу для резьбы по дереву, которая создает условия для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей подростков «Резьба по дереву».

Задачи программы:

  • § сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;
  • § способствовать интеграции знаний, полученных на уроках истории, литературы, черчения, технологии, изобразительного искусства;
  • § приобщить учащихся к продуктивной творческой деятельности с учетом маркетингового исследования продуктового рынка;
  • § выявить, учесть и развить творческие способности и воображение учащихся;
  • § способствовать развитию сотрудничества как основного вида взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • § обучить учащихся приемам и навыкам художественной резьбы;
  • § способствовать формированию умения планировать свою работу;
  • § воспитать у учащихся самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус;
  • § способствовать становлению личности подростка и ее профессиональной ориентации.

Данная программа социально-ориентированная. Содержание образовательной программы предусматривает формирование основ как ключевых, так и специальных компетентностей и направлено на ознакомление с разными видами деятельности: художник, токарь, резчик по дереву, столяр, дизайнер интерьера, реставратор.

Во время выполнения учебных заданий предусматривается овладение знаниями по материаловедению, основам композиции, по спецтехнологии искусства резьбы по дереву, осуществление профориентационной пробы. А также, учащиеся будут иметь представление об истории возникновения резьбы, правилах безопасности при обработке художественных изделий и выполнении резьбы по дереву. Большое внимание уделялось организации рабочих мест, правилам безопасности, соблюдении режима занятий.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятиях отводится практическим работам.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

наблюдение;

беседа;

лекция;

анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям кружка);

тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к художественной деятельности);

статуса ученика в группе;

уровня его самооценки;

мотивации;

познавательных интересов (в связи с задачами профориентации);

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее