Психолого-педагогические методы исследования причин возникновения девиаций в поведении подростков и реализация программы профилактики в условиях образовательного учреждения

Определение причин и структуры отклонений социально-психологической девиации в поведении подростков

Цель констатирующего эксперимента: определить специфические подростковые типы акцентуаций характера в экспериментальной группе и факторы, провоцирующие проявление девиации в поведении подростков.

В круг задач входило уточнение специфики социально-психологической девиации, определение структуры отклонений в психическом развитии, изучение индивидуальных особенностей личности подростков.

В первой главе теоретического исследования нами установлено, что причины отклонений в поведении ребенка возникают, как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля со стороны школы, родителей за поведением подростка, чрезмерной занятостью родителей, влиянием негативных поведенческих установок в окружающем социуме..

Базой экспериментальной работы стала МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27» Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н х. Кадухин.

Время проведения эксперимента октябрь-ноябрь 2014 года.

В эксперименте приняли участие учащихся 7-9 классов 18 юношей и 14 девушек. Практическая значимость работы заключается в том, что была проведена психолого-педагогическая диагностика отклонений и проявлений девиаций в поведении подростков. Эта группа детей составила «группу риска».

В целях объективной процедуры психолого-педагогической диагностики нами были проведены следующие методики: анкета «Знаешь ли ты?», тест-опросник «Межличностные семейные отношения», построена шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями, тест «Изучение склонности подростков к отклоняющему поведению».

На этапе диагностики педагогом дополнительного образования совместно с психологом и социальным педагогом был изучен уровень социализации подростков.

Мы предложили подросткам ответить на вопросы анкеты «Знаешь ли ты?». В анкете указывалось, что можно отметить несколько позиций. Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Какие, по Вашим наблюдениям, отрицательные (асоциальные) явления распространены в хуторе?» Имелись следующие варианты ответов:

пьянство;

воровство;

хулиганство;

насилие над личностью;

наркомания;

безработица;

нежелание работать;

взяточничество;

проституция;

хулиганство-разбой;

ничего такого нет.

По данным опроса нами получены следующие показатели:

Таблица 2.

Мнение подростков о распространенности асоциальных явлений в хуторе (в %)

Ранжированный список

распространенности

Асоциальные явления в хуторе «Кадухин»

%

1

Пьянство

93,6

2

Безработица

75,2

3

Воровство

17,6

4

Хулиганство

64,9

5

Нежелание работать

56,3

6

Разбой

8,4

7

Насилие над личностью

31,7

9

Проституция

2,8

10

Ничего такого нет

2,7

Оценки учащимися социального здоровья хутора резко критические. Практически, по всем видам асоциальных явлений, которые были предложены респондентам для оценки с точки зрения их распространенности можно утверждать, что хутор и его молодежный социум все больше втягиваются в процессы криминализации и теряют безопасность.

Далее был проведен опрос и дана оценка подростками своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие:

1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями?

очень хорошие;

хорошие;

равнодушные;

напряженные;

конфликтные.

  • 2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):
  • 1. родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;
  • 2. родители заняты только своей работой и заработками;
  • 3. тяжелыми условиями жизни семьи;
  • 4. обостренными отношениями между родителями;
  • 5. родители меня не любят;
  • 6. разводом родителей;

Таблица3.

Оценки подростками своих взаимоотношений с родителями (в %)

Процент

Взаимоотношения с родителями

28,1

Очень хорошие

58,2

Хорошие

5,7

Равнодушные

6,8

Напряженные

1,4

Конфликтные

Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для подростков с родителями.

  • 1-я группа - преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.
  • 2-я группа - конфликтные семьи, в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 - 17 лет) встречается немало.

В 3-ей группе учащиеся состояние своих отношений с родителями учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к поиску друзей в асоциальной среде.

Обобщая приведенные данные, можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди подростков составляет примерно 3 к 1 в пользу благополучных семей (75% против25%).

Чем же объясняют подростки напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.

Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14% подростков, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.

Таблица 4.

Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)

Место

Мотивы

Процент

1

Тяжелые условия жизни семьи

8,0

2

Обостренные отношения между родителями

5,8

3

Родители заняты только своей работой и заработками

2,5

4

Развод родителей

1,7

5

Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует

1,5

6

Родители меня не любят

1,1

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.

Таблица 5.

Семья как фактор влияния на появление девиаций в поведении подростков

Наименование

Социальная оценка семьи

Материально-бытовые условия.

хорошие

удовлетворит.

неудовлетворит.

5 (13,1%)

15(39,4%)

18(47,3)

Эмоционально-нравственный климат.

согласие в семье

имеют место редкие конфликты

Конфликтная семья

3(7,9%)

12(31,5%)

23(60,5%)

Режим дня подростка в семье.

соблюдается

периодически

Не соблюдается

1(2,3%)

10(26,3%)

27(71,1%)

Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков

беседы

ругань

Физическое воздействие

8(21,0%)

15(39,5%)

15(39,5%)

Семейный досуг.

постоянно

редко

отсутствуют

5(13,1%)

15(39,4%)

18(48,3)

Уровень благополучия семьи

высокий

средний

низкий

1(2,3%)

10(26,3%)

27(71,1%)

Семей, находящихся в ТЖС и «группе риска» выявлено 27(71%)сюда вошли неполные семьи, семьи подверженные алкоголизации и конфликтные семьи. В этих семьях характеризуются подростки с девиантным поведением, предоставлены сами себе, подвергаются физическому насилию.

Социально-экономическая нестабильность, материальные проблемы влияют на межличностные отношения детей и родителей, выступают в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом:

  • o отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;
  • o серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;
  • o отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;
  • o наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);
  • o полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;
  • o отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);
  • o отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами девиантного поведения сельских подростков из многодетных и неблагополучных семей, являются ошибки семейного воспитания и невключенность подростков в практико-ориентированную и общественнозначимую деятельность.

Вся деятельность социального педагога с детьми и подростками с проявлением девиантного поведения строится с учетом изучения потребностей, психического состояния. Респондентам был предложен тест: «Изучение склонности подростков к отклоняющему поведению». Он является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Сравнивая полученные результаты, можно выявить гендерные особенности склонности подростков к отклоняющему поведению.

Как видно из диаграммы, девочки более склонны скрывать свои нормы и ценности, чем мальчики, которые в большей степени готовы к их демонстрации. Таким образом, девочки чаще, чем мальчики дают социально желательные ответы, что выставляет их в наиболее выигрышном свете. Кроме этого, девочки более искреннее отвечают на вопросы, чем мальчики

Диаграмма 1.

Исходя из данных, полученных по второй шкале, можно говорить о том, что мальчики в большей степени нарушают нормы и правила, но чрезвычайная степень нонконформизма более выражена у девочек. Это может означать, что, несмотря на то, что мальчики чаще, чем девочки, "нарушают спокойствие", последние нарушают его в более изощренной и грубой форме. Однако, можно говорить и о том, что девочки предоставили менее достоверную информацию по данной шкале, чем мальчики. В целом же, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения у мальчиков и у девочек одинакова (73 % и 71 % соответственно).

Анализируя цифры, полученные в ходе опроса по шкале № 3, можно прийти к выводу, что, в целом, как мальчики, так и девочки, могут в достаточной степени контролировать свои поведенческие реакции. Тем не менее, девочки в меньшей степени склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личных проблем, чем мальчики, что свидетельствует о меньшей предрасположенности девочек к аддиктивному поведению. Что касается склонности к причинению вреда самому себе, в том числе и в крайних его формах, а именно суициду, то гендерных различий не обнаружено. Согласно полученным результатам и у мальчиков и у девочек в одинаковой степени наблюдается агрессивные тенденции, но мальчики имеют большую склонность решать проблемы посредством насилия, чем девочки, и могут использовать в качестве повышения своей самооценки унижение партнера по общению. Таким образом, мальчики более склонны к агрессии и насилию, чем девочки. Как видно из диаграммы, у девочек в большей степени развит волевой контроль эмоциональной сферы, чем у мальчиков.

Следовательно, девочки лучше, чем мальчики, способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций Результаты по шкалам не выявили значительных различий в склонностях к делинквентному поведению среди мальчиков и девочек.

Также надо отметить, что большинство девочек (43 %) отвергают традиционные женские ценности и не принимают женскую социальную роль и лишь 28 % опрошенных девочек принимают ее на адекватном уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: в целом, мальчики в большей степени, чем девочки склонны к различным видам девиантного поведения, в том числе и агрессивному поведению, но степень выраженности поведенческих реакций выше у девочек, чем у мальчиков. После проведения анализа результатов тестирования и выявления подростков, склонных к девиантному поведению, особенно такой его форме как агрессия, для дальнейшей работы с ними в качестве одного из главных методов профилактики такого поведения был выбран тренинг, подробное описание проведения и интерпретация результатов которого будет представлены в следующем пункте настоящей работы.

Таким образом, первый этап работы заключался в проведении методик, направленных на определение причин и негативных психотравмирующих факторов способствующих проявлению отклоняющегося поведения, проведению тестирования, в ходе которого были выявлены подростки, склонные (или одобряющие) девиации в поведении окружающих, способных к подражанию негативных форм проявления. После этого для работы с такими детьми нами была использована специально разработанная, апробированная программа, направленная на профилактику подростковой девиации.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >