Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Включение подростков в социально-значимую деятельность как форма профилактики девиантного поведения

Психолого-педагогические методы исследования причин возникновения девиаций в поведении подростков и реализация программы профилактики в условиях образовательного учреждения

Определение причин и структуры отклонений социально-психологической девиации в поведении подростков

Цель констатирующего эксперимента: определить специфические подростковые типы акцентуаций характера в экспериментальной группе и факторы, провоцирующие проявление девиации в поведении подростков.

В круг задач входило уточнение специфики социально-психологической девиации, определение структуры отклонений в психическом развитии, изучение индивидуальных особенностей личности подростков.

В первой главе теоретического исследования нами установлено, что причины отклонений в поведении ребенка возникают, как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля со стороны школы, родителей за поведением подростка, чрезмерной занятостью родителей, влиянием негативных поведенческих установок в окружающем социуме..

Базой экспериментальной работы стала МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27» Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н х. Кадухин.

Время проведения эксперимента октябрь-ноябрь 2014 года.

В эксперименте приняли участие учащихся 7-9 классов 18 юношей и 14 девушек. Практическая значимость работы заключается в том, что была проведена психолого-педагогическая диагностика отклонений и проявлений девиаций в поведении подростков. Эта группа детей составила «группу риска».

В целях объективной процедуры психолого-педагогической диагностики нами были проведены следующие методики: анкета «Знаешь ли ты?», тест-опросник «Межличностные семейные отношения», построена шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями, тест «Изучение склонности подростков к отклоняющему поведению».

На этапе диагностики педагогом дополнительного образования совместно с психологом и социальным педагогом был изучен уровень социализации подростков.

Мы предложили подросткам ответить на вопросы анкеты «Знаешь ли ты?». В анкете указывалось, что можно отметить несколько позиций. Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Какие, по Вашим наблюдениям, отрицательные (асоциальные) явления распространены в хуторе?» Имелись следующие варианты ответов:

пьянство;

воровство;

хулиганство;

насилие над личностью;

наркомания;

безработица;

нежелание работать;

взяточничество;

проституция;

хулиганство-разбой;

ничего такого нет.

По данным опроса нами получены следующие показатели:

Таблица 2.

Мнение подростков о распространенности асоциальных явлений в хуторе (в %)

Ранжированный список

распространенности

Асоциальные явления в хуторе «Кадухин»

%

1

Пьянство

93,6

2

Безработица

75,2

3

Воровство

17,6

4

Хулиганство

64,9

5

Нежелание работать

56,3

6

Разбой

8,4

7

Насилие над личностью

31,7

9

Проституция

2,8

10

Ничего такого нет

2,7

Оценки учащимися социального здоровья хутора резко критические. Практически, по всем видам асоциальных явлений, которые были предложены респондентам для оценки с точки зрения их распространенности можно утверждать, что хутор и его молодежный социум все больше втягиваются в процессы криминализации и теряют безопасность.

Далее был проведен опрос и дана оценка подростками своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие:

1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями?

очень хорошие;

хорошие;

равнодушные;

напряженные;

конфликтные.

  • 2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):
  • 1. родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;
  • 2. родители заняты только своей работой и заработками;
  • 3. тяжелыми условиями жизни семьи;
  • 4. обостренными отношениями между родителями;
  • 5. родители меня не любят;
  • 6. разводом родителей;

Таблица3.

Оценки подростками своих взаимоотношений с родителями (в %)

Процент

Взаимоотношения с родителями

28,1

Очень хорошие

58,2

Хорошие

5,7

Равнодушные

6,8

Напряженные

1,4

Конфликтные

Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для подростков с родителями.

  • 1-я группа - преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.
  • 2-я группа - конфликтные семьи, в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 - 17 лет) встречается немало.

В 3-ей группе учащиеся состояние своих отношений с родителями учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к поиску друзей в асоциальной среде.

Обобщая приведенные данные, можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди подростков составляет примерно 3 к 1 в пользу благополучных семей (75% против25%).

Чем же объясняют подростки напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.

Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14% подростков, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.

Таблица 4.

Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)

Место

Мотивы

Процент

1

Тяжелые условия жизни семьи

8,0

2

Обостренные отношения между родителями

5,8

3

Родители заняты только своей работой и заработками

2,5

4

Развод родителей

1,7

5

Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует

1,5

6

Родители меня не любят

1,1

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.

Таблица 5.

Семья как фактор влияния на появление девиаций в поведении подростков

Наименование

Социальная оценка семьи

Материально-бытовые условия.

хорошие

удовлетворит.

неудовлетворит.

5 (13,1%)

15(39,4%)

18(47,3)

Эмоционально-нравственный климат.

согласие в семье

имеют место редкие конфликты

Конфликтная семья

3(7,9%)

12(31,5%)

23(60,5%)

Режим дня подростка в семье.

соблюдается

периодически

Не соблюдается

1(2,3%)

10(26,3%)

27(71,1%)

Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков

беседы

ругань

Физическое воздействие

8(21,0%)

15(39,5%)

15(39,5%)

Семейный досуг.

постоянно

редко

отсутствуют

5(13,1%)

15(39,4%)

18(48,3)

Уровень благополучия семьи

высокий

средний

низкий

1(2,3%)

10(26,3%)

27(71,1%)

Семей, находящихся в ТЖС и «группе риска» выявлено 27(71%)сюда вошли неполные семьи, семьи подверженные алкоголизации и конфликтные семьи. В этих семьях характеризуются подростки с девиантным поведением, предоставлены сами себе, подвергаются физическому насилию.

Социально-экономическая нестабильность, материальные проблемы влияют на межличностные отношения детей и родителей, выступают в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом:

  • o отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;
  • o серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;
  • o отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;
  • o наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);
  • o полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;
  • o отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);
  • o отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами девиантного поведения сельских подростков из многодетных и неблагополучных семей, являются ошибки семейного воспитания и невключенность подростков в практико-ориентированную и общественнозначимую деятельность.

Вся деятельность социального педагога с детьми и подростками с проявлением девиантного поведения строится с учетом изучения потребностей, психического состояния. Респондентам был предложен тест: «Изучение склонности подростков к отклоняющему поведению». Он является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Сравнивая полученные результаты, можно выявить гендерные особенности склонности подростков к отклоняющему поведению.

Как видно из диаграммы, девочки более склонны скрывать свои нормы и ценности, чем мальчики, которые в большей степени готовы к их демонстрации. Таким образом, девочки чаще, чем мальчики дают социально желательные ответы, что выставляет их в наиболее выигрышном свете. Кроме этого, девочки более искреннее отвечают на вопросы, чем мальчики

Диаграмма 1.

Исходя из данных, полученных по второй шкале, можно говорить о том, что мальчики в большей степени нарушают нормы и правила, но чрезвычайная степень нонконформизма более выражена у девочек. Это может означать, что, несмотря на то, что мальчики чаще, чем девочки, "нарушают спокойствие", последние нарушают его в более изощренной и грубой форме. Однако, можно говорить и о том, что девочки предоставили менее достоверную информацию по данной шкале, чем мальчики. В целом же, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения у мальчиков и у девочек одинакова (73 % и 71 % соответственно).

Анализируя цифры, полученные в ходе опроса по шкале № 3, можно прийти к выводу, что, в целом, как мальчики, так и девочки, могут в достаточной степени контролировать свои поведенческие реакции. Тем не менее, девочки в меньшей степени склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личных проблем, чем мальчики, что свидетельствует о меньшей предрасположенности девочек к аддиктивному поведению. Что касается склонности к причинению вреда самому себе, в том числе и в крайних его формах, а именно суициду, то гендерных различий не обнаружено. Согласно полученным результатам и у мальчиков и у девочек в одинаковой степени наблюдается агрессивные тенденции, но мальчики имеют большую склонность решать проблемы посредством насилия, чем девочки, и могут использовать в качестве повышения своей самооценки унижение партнера по общению. Таким образом, мальчики более склонны к агрессии и насилию, чем девочки. Как видно из диаграммы, у девочек в большей степени развит волевой контроль эмоциональной сферы, чем у мальчиков.

Следовательно, девочки лучше, чем мальчики, способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций Результаты по шкалам не выявили значительных различий в склонностях к делинквентному поведению среди мальчиков и девочек.

Также надо отметить, что большинство девочек (43 %) отвергают традиционные женские ценности и не принимают женскую социальную роль и лишь 28 % опрошенных девочек принимают ее на адекватном уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: в целом, мальчики в большей степени, чем девочки склонны к различным видам девиантного поведения, в том числе и агрессивному поведению, но степень выраженности поведенческих реакций выше у девочек, чем у мальчиков. После проведения анализа результатов тестирования и выявления подростков, склонных к девиантному поведению, особенно такой его форме как агрессия, для дальнейшей работы с ними в качестве одного из главных методов профилактики такого поведения был выбран тренинг, подробное описание проведения и интерпретация результатов которого будет представлены в следующем пункте настоящей работы.

Таким образом, первый этап работы заключался в проведении методик, направленных на определение причин и негативных психотравмирующих факторов способствующих проявлению отклоняющегося поведения, проведению тестирования, в ходе которого были выявлены подростки, склонные (или одобряющие) девиации в поведении окружающих, способных к подражанию негативных форм проявления. После этого для работы с такими детьми нами была использована специально разработанная, апробированная программа, направленная на профилактику подростковой девиации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее