Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Включение подростков в социально-значимую деятельность как форма профилактики девиантного поведения

Социально-значимая деятельность как форма профилактики девиантного поведения подростков в условиях сельской местности

Среди средств, которые могут обеспечить необходимую профилактику возникновения девиантного поведения, можно перечислить следующие:

  • * Информирование человека об опасных и разрушающих формах поведения и их последствиях. Многие подростки и даже взрослые не до конца понимают результат своих действий.
  • * Правильное воспитание, в ходе которого складываются доверительные взаимоотношения между ребенком и родителями, мирно разрешаются конфликты и споры, появляется возможность обсудить и разрешить поведенческие проблемы, потенциально влияющие на возникновение девиантного поведения.
  • * Обучение личности навыкам контроля за своим поведением. Это очень важно потому, что причиной проблемы является низкий уровень сознательного контроля своих действий. Навыки контроля позволяют сохранять сознательность даже в трудных и стрессовых для личности ситуациях.
  • *Профилактические меры со стороны государства. Зачастую люди не знают законодательных норм и не подозревают, что их действия могут квалифицироваться как преступные. Государству доступны самые разные меры по профилактике девиантности, в числе которых - обучение школьников и студентов основам законодательства. Для диагностики своего поведения нередко бывает достаточным задать самому себе два вопроса:
    • 1. Нарушаю ли я сейчас какой-то закон?
    • 2. Делаю ли я кому-то плохо своим поступком?

Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это в первую очередь взаимодействие социального педагога с классным руководителем, психологом, врачом с целью выявления творческих интересов, способностей учащихся и включение их в совместную деятельность по реализации социально значимых проектов;

Профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: кружковая деятельность, работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа;

Организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий;

В целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование способностей подростков к выполнению определенных заданий и продумать стимулирующие и мотивационные средства поощрения.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию:

во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации в школе;

во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой - уменьшают и нейтрализуют эти проявления.

Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов:

  • · прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование;
  • · прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика;
  • · прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение школьников.

Подростковый возраст делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Именно в этом возрасте начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я-концепции. В этот период опыт подростка, накопленный на предыдущих стадиях становления, синтезируется и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека. Таким образом, закладываются профессиональные качества человека.

Занимаясь анализом психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме исследования, мы обнаружили в работах Макарчук А.В. предпосылки формирования социально-профессионального самоопределения сельских школьников, в том числе формирование у сельского подростка Я-концепции. Автор выделяет социально-экономические и социально-психологические факторы самоопределения школьников из сельской территории. К первой группе факторов относится крестьянский образ жизни, специфика сельскохозяйственного производства и рыночных отношений в сельской местности, развитие сельских народных ремесел.

К социально-психологическим факторам А.В. Макарчук относит общественное мнение односельчан, социально-психологическую атмосферу сельской семьи, межличностные отношения между жителями села. Таким образом, зная специфику сельской местности, можно прогнозировать и организовывать работу по вовлечению ребят в художественную деятельность. Педагог оказывает поддержку подростку в формировании образа» Я» через включение подростка в художественную деятельность. Кроме этого, через участие в мероприятиях происходило включение подростка в практико-ориентированную деятельность в процессе профессиональных проб и общественно-полезной деятельности. Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем.

Выделяют следующие формы психопрофилактической работы:

  • 1. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.
  • 2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Так, беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции
  • 3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги). В настоящее время распространены следующие формы:
    • а) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;
    • б) тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;
    • в) тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружески связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
  • 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике-повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.

Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

  • 5. Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
  • 6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.
  • 7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

С древнейших времен русский человек мог проявить свой созидательный опыт и художественный талант через изготовление домашней утвари, орудий труда, игрушек. Русская история почему-то складывалась таким образом, что многое из народной культуры было или утрачено или забыто. И все-таки, по большей части, в сельской местности нашей родины есть такие места, где с благоволением и самоотверженностью хранят память о старине, о жизни ушедших поколений, народных умельцах. Ведь вещи, окружающие нас, кем-то задуманы и сотворены. За более чем десять лет после исследования А.В. Макарчук ситуация на селе изменилась в худшую сторону. Увеличилось число сельских подростков с девиантным поведением. Потому что, процессы, происходящие в Российском обществе затронули и территорию, где проживают сельские жители страны. Теперь подростки из сельской местности нарушают нормы поведения и совершают преступления, чтобы просто выжить. В начале нашего исследования мы предполагали, что подростки с девиантным поведением из многодетных семей. Однако в ходе констатирующего эксперимента выявили, что в нашем хуторе подростки девиантного поведения из неполных и неблагополучных семей. Экспериментальная группа в нашем исследовании относится к просоциальной группе девиантного поведения. В просоциальных группах подростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений. Этим требованиям отвечает занятость подростков художественной деятельностью. Данный момент мы решили использовать в формирующем эксперименте нашего исследования.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее