Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Включение подростков в социально-значимую деятельность как форма профилактики девиантного поведения

Введение

В любом обществе во все времена процессу воспитания подрастающего поколения уделялось особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание.

В настоящее время успешность родителей в профессиональной деятельности требует времени. Родители считают, что дети, достигшие подросткового возраста, не требуют постоянного контроля, присмотра и потому предоставляют им свободу выбора по многим вопросам. Многие подростки, желая иметь карманные деньги, могут быть вовлечены в преступный бизнес и начинают пробовать алкоголь и наркотики, совершать систематические правонарушения и не успевать в обучении. Такое поведение подростков имеет целый ряд причин. Как нами установлено, первая причина это и занятость родителей, и их неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг. Часто родители забывают, в чем истинный смысл жизни. За суетой не успевают обратить внимание на своих детей. Забота о них сводится лишь к материальному обеспечению и формальным вопросам о школе, но не у всех. Первыми, кто начинает «бить тревогу», пока родители в неведении, это учителя, воспитатели, социальный педагог. При исследовании деятельности социального педагога нами выделена проблема, которую приходится решать чаще других, это социально-психологическая девиация в поведении подростков. Процесс девиации разворачивается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом является резкое изменение условий жизни и привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Наиболее остро проблема смены социального окружения и организации свободного от занятий времени стоит для детей из неблагополучных, асоциальных семей. Здесь доминирует аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. Дети из таких семей, как правило, проводят большую часть своего времени на улице, рискуя попасть под влияние криминогенных и асоциальных структур. Категорию таких детей обозначают как дети с отклоняющимся (девиантным поведением). По статистике родители в среднем общаются с детьми не больше одиннадцати минут в день. Так происходит разрыв между поколениями, потеря главных ценностей жизни. А самое главное, ребенок не чувствует защищенности и не становятся субъектом жизнедеятельности.

Все это заставляет задуматься о том, что от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, свою жизнь зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, и в целом предопределяет его положение в обществе. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит профилактика. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков. Необходимость, выявления подростков, входящих в «группу риска», поиск интерактивных форм и средств профилактики девиантного поведения подростка определили тему нашего исследования:

«Включение подростков в общественно-значимую деятельность как форма профилактики девиантного поведения».

Объектом исследования являются подростки «группы риска».

Предмет исследования: социально-значимая деятельность как форма профилактики девиантного поведения подростков

Цель исследования: провести теоретическое и практическое исследование причин возникновения девиаций в поведении подростков, реализовать программу профилактики основанную на социально-деятельностном подходе.

Для достижения цели были выделены задачи:

Выявить и проанализировать психолого-педагогическую и социально-коррекционную литературу по проблеме девиантного поведения детей и подростков;

Определить причины девиантного поведения подростков, снизить психотравмирующие факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие подростка.

Разработать методические рекомендации для родителей и учителей при работе с подростками «группы риска».

Способствовать включению подростков в социально-значимую деятельность с целью профилактики их девиантного поведения.

Гипотеза исследования: предупреждение проявлений девиаций в поведении подростков станет успешным, если:

  • -определить и устранить психотравмирующие факторы воздействия на подростка, которые способствуют проявлению девиантного поведения;
  • -формировать позитивную окружающую среду с целью реализации индивидуальных интересов личности подростков;
  • - включить подростков в социально-значимую деятельность с целью профилактики их девиантного поведения

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • - аналитические (анализ философской, социологическо-коррекционной, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта);
  • -диагностические (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, изучение психологической и психолого-физиологической документации).

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой целей и задач: выявлена и проанализирована психолого-педагогическая и социально-коррекционная литература по проблеме девиантного поведения детей и подростков, определены причины попадания подростков в «группу риска».

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и учителей, воспитателей в работе с детьми их «группы риска» с целью профилактики девиантного поведения подростков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее